Многое из того, что мы имеем во взрослой жизни, уходит своими корнями в детство. Из этого неопределенного понятия «многое» можно выделить и абсолютно конкретное – здоровье. В рамках данной публикации мы обратили внимание на такую его часть как опорно-двигательная система у подростков, точнее – на незначительные и значительные нарушения в ее формировании.
Обо всех нюансах и тонкостях нам рассказал главный детский травматолог-ортопед МЗ РТ, руководитель отделения детской травматологии-ортопедии Центра травмы Республиканской клинической больницы МЗ РТ, доцент кафедры травматологии-ортопедии КГМА, кандидат медицинских наук Петр Степанович Андреев.
— Как происходит формирование опорно-двигательной системы. На каком возрастном этапе начинаются проблемы? С чем они могут быть связаны?
— Организм ребенка – это биологическая система развивающейся ткани, то есть, это растущая, активная ткань, которая имеет генетически заложенную биологическую потенцию к активному развитию примерно до 14-17 лет у девочек и до 15-18 лет у мальчиков. В организме ребенка, и особенно в тканях опорно-двигательного аппарата есть специальные «участки», которые отвечают за рост конечностей в длину или в ширину. За счет биологически-активных хрящевых малодифференцированных клеток зоны роста эпифизы идет рост конечности в длину. Рост и формирование кости в объеме идет за счет биологически-активных клеток камбиального слоя. Период роста идет до 18 лет, но в этом процессе мы наблюдаем периоды активного роста – как правило, это 6-8 лет и 12-14 лет, то есть в эти возрастные периоды у детей идет интенсивный рост сегментов конечностей. Естественно, что в этот период идет формирование не только скелета, но и других элементов опорно-двигательной системы – имеется в виду, связочного и мышечного аппаратов. К сожалению, за активным ростом костного сегмента не всегда успевает формирование мягко-тканных, мышечных элементов, поскольку увеличиваются биомеханические рычаги конечности, но сила мышц не приобрела того тонуса, который необходим для поддержания суставов в правильном положении.
В этом возрасте у детей могут появляться боли в области суставов, так называемое, «щелканье» и «хруст» суставов.
Порой, в физиологический процесс формирования опорно-двигательного аппарата подключаются патологические нюансы, например и чаще всего, неврогенного характера.
— Каковы факторы, предрасполагающие к нарушению в формировании опорно-двигательной системы?
— Имеют место быть пренатальные травмы, в результате которых возникают нарушения формирования шейного отдела позвоночника, а также неонатальные травмы центральной нервной системы. Гипоксия, затяжные роды и другие натальные факторы могут сказаться на формировании опорно-двигательной системы ребенка. Наиболее тяжелое заболевание, которое может возникнуть в результате натальной травмы – это детский церебральный паралич, который, к сожалению, не излечим ни в одной стране мира, даже в самой развитой.
Могут возникать и другие нарушения, например, нарушения развития тазобедренного сустава, с последующим его вывихом, или миотонии мышц сегмента конечности, в частности, ягодичной области, бедра и так далее – это приобретенные заболевания, которые могут выявляться только в подростковом возрасте, когда начинается активный рост костного скелета.
— Какую патологию вы выявляете чаще всего у подростков?
— У подростков довольно часто можно наблюдать, так называемые, «болезни растущего организма» – остеохондропатии — это особая группа заболеваний костно-суставного аппарата с характерными клинико-рентгенологическими симптомами, в основе которых лежит асептический некроз костной ткани зон роста в местах повышенной механической нагрузки. На почве остеохондропатии позвоночника в детском и юношеском возрасте наблюдается кифоз.
— Каковы причины возникновения у подростков остеоходропатии позвоночника?
— Причин много, но самыми яркими можно назвать гиподинамию или, наоборот, гиперфункции, когда даются нагрузки, превышающие физиологические. Часто такие вещи происходят у борцов, боксеров, то есть, при тех видах спорта, когда нагрузка приходится на позвоночник.
— Чем чреваты такие проблемы?
— Ранними остеохондрозами с болевыми синдромами.
— Каким образом в современных условиях корригируется данная патология? Есть ли в этом плане какие-либо новые разработки?
— Существуют и применяются высокотехнологичные хирургические методики.
— Какова эффективность лечения?
— Довольно высокая. Ранняя диагностика и соответствующее лечение позволяют «затормозить» эти процессы и не дать им развиться до крайней степени.
— А если говорить о такой распространенной проблеме как сколиоз…
— Развивается у детей в возрасте 8-12 лет и у подростков. Но, можно сказать, что распространенность сколиозов несколько преувеличена участковыми педиатрами. Диагноз «сколиоз» можно ставить лишь при грубых нарушениях, а к нам, порой, поступают подростки с незначительными функциональными деформациями позвоночника, которые трактуются как нарушения осанки. При выраженных деформациях со смещением позвонков более, чем 45 градусов, могут наблюдаться и нарушения со стороны внутренних органов – легких, сердца и так далее.
Необходимо подчеркнуть, что 5% подросткового населения имеют различные деформации позвоночника, но чаще всего, это только функциональные нарушения в виде нарушения осанки. Конечно, истинного сколиоза намного меньше. Для выявления истинной деформации необходим осмотр пациента квалифицированным травматологом-ортопедом.
Нарушения осанки (а они могут перейти в сколиотическую деформацию), как правило, связаны с неправильными поведенческими позициями больного – неадекватные физические нагрузки, неправильная посадка за школьной партой и так далее.
— Какие методы профилактики деформации позвоночника на сегодняшний день существуют?
— Соблюдение ортопедического режима. А также действующими, по-прежнему остаются лечебная физкультура, плаванье, массаж, медикаментозное лечение, физиотерапевтическое лечение. Для нас важно довести больного, в условно говоря, хорошей форме до 15 летнего возраста, когда процессы активного роста замедляются, и прогрессирования заболевания не происходит.
Необходимо отметить, что в процессе коррекции нарушений осанки или любых нарушений в формировании опорно-двигательной системы ребенка должны участвовать и сам маленький пациент, и его родители и врачи-специалисты.
Екатерина Лобанова