Трудоустройство инвалидов по туберкулезу как медико-социальная проблема


Филиал № 14 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан» проводит освидетельствованиебольных и инвалидов вследствие туберкулеза. Одной из основных задач учреждений медико-социальной экспертизы является разработка и реализация индивидуальной программы реабилитации инвалидов (ИПР), включающая в себя разделы по медицинской, профессиональной и социально-психологической реабилитации. Одной из первостепенных задач программы является рациональное трудоустройство и интеграция инвалидов в общество. Нами проведен анализ данных по выдаче и реализации индивидуальных программ реабилитации с 2004 по 2008гг. включительно. Обращают внимание невысокие показатели рационально трудоустроенных через центр занятости, что связано со спецификой туберкулезного процесса, так как даже клинически излеченные больные не всегда могут быть допущены к работе по основной профессии по эпидемиологическим и медицинским показаниям. Предлагаемая им работа часто связана с тяжелой физической нагрузкой и переохлаждением. Значительная часть трудоустраивается самостоятельно, преимущественно городские жители. А сельское население часто отказывается от содействия в трудоустройстве через центр занятости ввиду удаленности населенного пункта от районного центра. Ниже представлены таблицы по выдаче ИПР с оценкой реализации.


Таблица 1

Анализ рекомендованных мероприятий в рамках ИПР среди взрослых и детей, освидетельствованных в Филиале № 14 Главного бюро за 2004-2008гг.

года


2004

2005

2006

2007

2008

взрослые

дети

взрослые

дети

взрослые

дети

взрослые

дети

взрослые

дети

Выдано ИПР всего

Даны рекомендации по реабилитации

Медицинская

147

9

355

9

1701

25

2049

12

1814

12

Санаторно-курортное лечение

140

7

287

5

1144

21

1665

12

916

10

Технические средства реабилитации

4

1

76

2

197

6

112

4

149

2

психологическая

21

2

272

9

1165

23

1020

11

1054

11

профессиональная

143

97

207

181

1

219

1

Обучение, переобучение

46

38

36

2

42

1

68

1

социальная

147

9

355

9

1701

25

2049

12

1814

12

Рекомендации по медицинской и социальной реабилитации даются всем обратившимся за ИПР и нуждающимся в технических средствах реабилитации (TCP). Согласно действующему законодательству льготные категории граждан обеспечиваются средствами реабилитации в соответствии с ИПР, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Санаторно-курортное лечение (СКЛ) больные получают в основном через противотуберкулезный диспансер для продолжения основного курса лечения.

Заметно увеличение количества рекомендаций по трудоустройству — в 2004г.-143, в 2005г-97, в 2006г-207, в 2007г. -181, в 2008г.-219; в том числе по переобучению в 2004г-46, а в 2008г уже 68.

Таблица 2

Анализ оценки реализации рекомендаций по профессиональной реабилитации, выданной в рамках ИПР в Филиале № 14 Главного бюро за 2004-2007гг.

года

2004

2005

2006

2007

взрослые

дети

взрослые

дети

взрослые

дети

взрослые

дети

Оценено

68

50

127

1

125

Выполнено

51

33

64

1

61

% выполнения

78

66

54

100

54

Трудоустроены рационально

26

13

19

1

20

% трудоустроенных рационально

51

40

30

100

33

Оценка профессионального обучения, переобучения

20

20

22

1

24

1

Выполнено

4

1

3

1

6

1

% выполнения

20

5

14

100

25

100

Оценивая показатели таблицы по профессиональной реабилитации отмечается снижение % реализации ИПР по сравнению с 2004годом(78%),что объясняется дачей профессиональных рекомендаций не только инвалидам третьей группы, но также и второй, трудоустройство которых затруднено. Отмечается высокий процент трудоустроенных нерационально у взрослого населения, так в 2004г.- 49%, в 2005г-60%, в 2006г.- 70%, а в 2007г.- 67%. Процент прошедших переобучение через центр занятости также невысок. При анализе данных у детей отмечаются высокие показатели, что связано с более высоким реабилитационным потенциалом.

Учитывая приведенные данные, считаем необходимым увеличить количество рабочих мест на предприятиях для инвалидов, их обучение и переобучение ввиду того, что большая часть нашего контингента не имеет средне-специального и высшего образования, а часть больных, уже имеющих профессиональное образование, нуждается в получении новой профессии.

Проведя анализ за последние 4 года, следует отметить, возможности полной  реализации  ИПР,  а именно  разделов  профессиональной  и социальной реабилитации, и интеграции инвалидов по туберкулезу в общество затруднены в виду специфики процесса и негативного отношения основной части населения к данному заболеванию. Это является одной из основных проблем у данной категории инвалидов и общества в целом.

Резюме

В представленной работе проведен анализ разработанных и реализованных индивидуальных программ реабилитации за период 2004-2008гг. по всем разделам. Особое внимание уделено проблемам рационального трудоустройства инвалидов по туберкулезу и их интеграции в общество. Так как, не смотря на относительно высокий процент реализации по медицинской реабилитации, особенно обеспечение техническими средствами, показатели профессиональной реабилитации остаются на низком уровне за указанный период. Это является одно из основных проблем у этой категории инвалидов и общества в целом.

Л.Б. Галеева, О.И Устинова специалисты филиала №14 Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан», Казань