Уважение, профессионализм и другие грани работы медицинской сестры


safinaСловосочетание  «уход за пациентом»  содержит в себе много  граней: это не просто работа медицинской сестры, но еще и  призвание, и для того, чтобы  стать для больного человека главной поддержкой в лечении, тоже нужно учиться. Красной нитью прошла эта мысль  в нашей беседе с президентом ассоциации медицинских работников Республики Татарстан,  главной медицинской сестрой Межрегионального клинико-диагностического центра Аидой Вячеславовной Сафиной.   Как и в любой другой области, в  работе медицинской сестры   требуется постоянное совершенствование организации и  повышение профессиональных качеств.   Об этом мы и вели речь.

—  Какие итоги по совершенствованию работы медицинской сестры за прошлый  год  уже можно подвести?

—  В рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи  в Межрегиональном клинико-диагностическом центре (МКДЦ) помимо совершенствования организации врачебной деятельности,  развивается и  медсестринский уход. Мы пересмотрели подходы к  деятельности медицинской сестры,  которые  обеспечивают  ей  уверенность за результат проделанной работы.  Важнейшим в этом, пожалуй, является   анализ и  четкое планирование всех этапов  и  действий. Что  собственно и было сделано. Во-первых, произошло разделение медицинских сестер по категориям: медицинская сестра по уходу за  послеоперационными больными, медсестра для диагностических пациентов и медицинская сестра-координатор.  Можно с уверенностью говорить, что в результате перераспределения и дополнения обязанностей  была приближена услуга к пациенту, увеличено количество медсестринских услуг, увеличено время на проведение процедур. Среднее количество медсестер в клинических отделениях, непосредственно оказывающих уход за пациентами, составило за 2009 -2010 год примерно 261 единицы штатного персонала.  В  сравнении с показателями  2009 года  были  получены такие результаты: повысилась кратность мероприятий по уходу за пациентом. Например, если раньше масса тела измерялась однократно при поступлении,  то теперь данная процедура поставлена на контроль и выполняется ежедневно всем пациентам. Кстати, в составе отделения нет санитарного состава —  обеспечением чистоты и уюта занимается служба больничного клининга.  Это помогло нам сфокусировать свою работу на важнейшем для нас направлении «заботы о пациенте».

—  Насколько слажена логистика работы медицинских сестер?

—  Ряд нововведений, которые мы внедрили в МКДЦ,  позволяют говорить о том, что мы стандартизировали деятельность сестер и приблизили их к мировому уровню. Нам важно, чтобы  сестра палаты, которая принимала пациента, вела   его до полнейшего  выздоровления.  У нас введена такая категория как ведущая медицинская  сестра, которая контролирует исполнение стандартов сестринского ухода. Помимо всего прочего, мы изменили старый и привычный режим работы. В настоящее время мы работаем по трехсменному графику.  Теперь первая  смена начинает рабочий день с семи утра до семи вечера.  Совмещение смен дает более четкую организацию передачи смены и это время насыщенно различными медсестринскими манипуляциями — утренний туалет пациентов, подготовка к операции, диагностике, раздача лекарств и прочее.  Если раньше медсестра вела 10 пациентов до 16:00, то теперь медсестра ведет 10 пациентов до семи вечера  — это  увеличение  времени по уходу на три  часа, что  дает возможность повысить количество манипуляций и выполнять их более тщательно. Вторая смена  административных сотрудников:  ведущая медсестра, медсестра координатор  работают в прежнем режиме с 8:00 до 16:00, поскольку  все административные и диагностические службы начинают работу с восьми утра. Ночная смена работает с  семи вечера до семи утра — здесь медсестра в основном выполняет функцию контроля и наблюдения за пациентами в ночное время. Такой трехсменный режим работы обеспечивает безопасность самого пациента, так как это воздействует на ритмику деятельности медсестер, снижению их усталости и риска совершения ошибок. План рабочей смены — составлен на каждую должность среднего и младшего медперсонала. Этим мы обеспечиваем четкое взаимодействие между должностями как внутри отделения, так и между подразделениями, к тому же выделены и равномерно распределены паузы, что уменьшает эмоциональную нагрузку на персонал и качественно влияет на улучшение ухода за пациентом,   время ожидания диагностических процедур уменьшилось в среднем на 25 минут, а время,  затрачиваемое на уход,   возросло на 20 мин на каждого пациента. Также начато направление стандартизации работы медицинской сестры с индивидуальными  наборами для каждого пациента. Инициативу разработать проктологический набор  выдвинули медсестеры МКДЦ. Данное нововведение позволило  оказывать комфортный уход за теми людьми, которые  приходят в чужие стены,  чувствуют себя скованно, а нам хочется, чтобы  пациенты в полной мере ощутили заботу со стороны медицинских работников. Мы организовали труд медсестер так, чтобы услуга была максимально приближена к пациенту. Наша работа целенаправленно строится на том, чтобы пациент был уверен и  спокоен, что не пропустит ни одну процедуру, вовремя получит лекарственные средства. Это существенно экономит рабочее время и делает работу максимально слаженной. К тому же была изменена документация: в клинических отделениях введен параметрический лист сестринского ухода за пациентом и лист медикаментозных назначений. Измененная документация дала возможность делать выводы наблюдения за пациентом в динамике и соответствия сводных параметрических данных с медикаментозным лечением,  детализирует наблюдение за пациентом в течении суток, а  ведение расширенного мониторинга пациента обеспечивает предупреждение и профилактика осложнений. Регистрация сестринского наблюдения и ухода дает возможность выявить дефицит обслуживания пациента, раскрывает полную информацию о проделанной медсестрой работе, экономит время и трудовые  затраты, позволяет установить, кем, когда и какого рода уход был обеспечен, наглядно показывает динамику состояния пациента, обеспечивает преемственность в обслуживании и возможность системно подойти к организации сестринского ухода за пациентом.


—  Какие меры предпринимаются  для  профилактики  внутрибольничных инфекций (ВБИ)?

—  Безусловно,  в этом вопросе должна быть четкость — мы работаем согласно приказам и санитарным нормам.  И полностью обеспечиваем защиту как медицинской сестры, так и пациента. В будущем для улучшения этого направления хотелось бы стандартизировать индивидуальные гигиенические наборы на каждого пациента. Это позволит пациентам  чувствовать  себя в лечебном учреждении более комфортно и получить гарантию безопасности больничной среды.

—  Расскажите об обучении и   повышении квалификации медицинских сестер?

—  В прошлом году впервые в Республике Татарстан были проведены мастер-классы с приглашением медсестер и медбратьев из российских и зарубежных клиник по темам: «Уход и методы реабилитации за  больными неврологического профиля»; «Инновационные технологии в сестринском уходе за тяжелобольным пациентом»;  «Инновационные технологии в сестринской деятельности. Катетеризация вен. Уход за раной»;  «Забор крови с применением системы  Vacuete». Подобные мастер-классы — это, безусловно, огромный вклад в повышение профессиональных навыков медицинских сестер.  Конечно, мы работаем по стандартам, но практический опыт все же имеет свою особенность — на примерах есть возможность совершенствования своей деятельности.  Благодаря международному сотрудничеству мы планируем техническую модернизацию сестринского ухода. Это в очередной раз позволит приблизить услугу к пациенту, сэкономить время уменьшить трудозатраты и повысить качество оказываемых услуг.


—  Насколько я знаю, вы проходили стажировку в  Германии…

—  Да, эта поездка была весьма полезной. Конечно,  работа наших заграничных коллег в корне не отличается от нашей,  но все же  есть многое, что мы могли бы   внедрить  у себя. Главное пожалуй, соблюдение четкости  и слаженности  работы к чему мы  и стремимся.

—  Что еще хотелось бы усовершенствовать в работе медицинской сестры?

—  Совершенствование требуется постоянное, поскольку с каждым днем появляются новые  методики, подходы  и стандарты  по уходу за пациентом.  Требуется совершенствование организационных моментов. Медицинский  уход за пациентом — это  работа с людьми, поэтому здесь так важно  относится к ним с теплотой и в тоже время оказывать им профессиональную, качественную помощь.  А на это способны лишь люди, преданные своей профессии. Чувствуя не только профессионализм, но и теплоту со стороны медицинской сестры, пациент уверен, что  он в надежных руках.

—  Какие планы строите на будущий год по совершенствованию  службы?

—  На 2011 год  мы ставим важнейшую задачу — доведение профессионального мастерства до совершенства.  Здесь и  профилактика пролежней, и уход за  пациентами  по нозологиям — неврологические, кардиохирургические больные, и другие, все это требует умений и знаний,  поскольку каждое направление  имеет свои особенности. Также в планах у нас создание профессиональных сестринских советов по инвазивным манипуляциям, которые обеспечат контроль и качество оказываемых услуг.

Альфия Хасанова