Словосочетание «уход за пациентом» содержит в себе много граней: это не просто работа медицинской сестры, но еще и призвание, и для того, чтобы стать для больного человека главной поддержкой в лечении, тоже нужно учиться. Красной нитью прошла эта мысль в нашей беседе с президентом ассоциации медицинских работников Республики Татарстан, главной медицинской сестрой Межрегионального клинико-диагностического центра Аидой Вячеславовной Сафиной. Как и в любой другой области, в работе медицинской сестры требуется постоянное совершенствование организации и повышение профессиональных качеств. Об этом мы и вели речь.
— Какие итоги по совершенствованию работы медицинской сестры за прошлый год уже можно подвести?
— В рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи в Межрегиональном клинико-диагностическом центре (МКДЦ) помимо совершенствования организации врачебной деятельности, развивается и медсестринский уход. Мы пересмотрели подходы к деятельности медицинской сестры, которые обеспечивают ей уверенность за результат проделанной работы. Важнейшим в этом, пожалуй, является анализ и четкое планирование всех этапов и действий. Что собственно и было сделано. Во-первых, произошло разделение медицинских сестер по категориям: медицинская сестра по уходу за послеоперационными больными, медсестра для диагностических пациентов и медицинская сестра-координатор. Можно с уверенностью говорить, что в результате перераспределения и дополнения обязанностей была приближена услуга к пациенту, увеличено количество медсестринских услуг, увеличено время на проведение процедур. Среднее количество медсестер в клинических отделениях, непосредственно оказывающих уход за пациентами, составило за 2009 -2010 год примерно 261 единицы штатного персонала. В сравнении с показателями 2009 года были получены такие результаты: повысилась кратность мероприятий по уходу за пациентом. Например, если раньше масса тела измерялась однократно при поступлении, то теперь данная процедура поставлена на контроль и выполняется ежедневно всем пациентам. Кстати, в составе отделения нет санитарного состава — обеспечением чистоты и уюта занимается служба больничного клининга. Это помогло нам сфокусировать свою работу на важнейшем для нас направлении «заботы о пациенте».
— Насколько слажена логистика работы медицинских сестер?
— Ряд нововведений, которые мы внедрили в МКДЦ, позволяют говорить о том, что мы стандартизировали деятельность сестер и приблизили их к мировому уровню. Нам важно, чтобы сестра палаты, которая принимала пациента, вела его до полнейшего выздоровления. У нас введена такая категория как ведущая медицинская сестра, которая контролирует исполнение стандартов сестринского ухода. Помимо всего прочего, мы изменили старый и привычный режим работы. В настоящее время мы работаем по трехсменному графику. Теперь первая смена начинает рабочий день с семи утра до семи вечера. Совмещение смен дает более четкую организацию передачи смены и это время насыщенно различными медсестринскими манипуляциями — утренний туалет пациентов, подготовка к операции, диагностике, раздача лекарств и прочее. Если раньше медсестра вела 10 пациентов до 16:00, то теперь медсестра ведет 10 пациентов до семи вечера — это увеличение времени по уходу на три часа, что дает возможность повысить количество манипуляций и выполнять их более тщательно. Вторая смена административных сотрудников: ведущая медсестра, медсестра координатор работают в прежнем режиме с 8:00 до 16:00, поскольку все административные и диагностические службы начинают работу с восьми утра. Ночная смена работает с семи вечера до семи утра — здесь медсестра в основном выполняет функцию контроля и наблюдения за пациентами в ночное время. Такой трехсменный режим работы обеспечивает безопасность самого пациента, так как это воздействует на ритмику деятельности медсестер, снижению их усталости и риска совершения ошибок. План рабочей смены — составлен на каждую должность среднего и младшего медперсонала. Этим мы обеспечиваем четкое взаимодействие между должностями как внутри отделения, так и между подразделениями, к тому же выделены и равномерно распределены паузы, что уменьшает эмоциональную нагрузку на персонал и качественно влияет на улучшение ухода за пациентом, время ожидания диагностических процедур уменьшилось в среднем на 25 минут, а время, затрачиваемое на уход, возросло на 20 мин на каждого пациента. Также начато направление стандартизации работы медицинской сестры с индивидуальными наборами для каждого пациента. Инициативу разработать проктологический набор выдвинули медсестеры МКДЦ. Данное нововведение позволило оказывать комфортный уход за теми людьми, которые приходят в чужие стены, чувствуют себя скованно, а нам хочется, чтобы пациенты в полной мере ощутили заботу со стороны медицинских работников. Мы организовали труд медсестер так, чтобы услуга была максимально приближена к пациенту. Наша работа целенаправленно строится на том, чтобы пациент был уверен и спокоен, что не пропустит ни одну процедуру, вовремя получит лекарственные средства. Это существенно экономит рабочее время и делает работу максимально слаженной. К тому же была изменена документация: в клинических отделениях введен параметрический лист сестринского ухода за пациентом и лист медикаментозных назначений. Измененная документация дала возможность делать выводы наблюдения за пациентом в динамике и соответствия сводных параметрических данных с медикаментозным лечением, детализирует наблюдение за пациентом в течении суток, а ведение расширенного мониторинга пациента обеспечивает предупреждение и профилактика осложнений. Регистрация сестринского наблюдения и ухода дает возможность выявить дефицит обслуживания пациента, раскрывает полную информацию о проделанной медсестрой работе, экономит время и трудовые затраты, позволяет установить, кем, когда и какого рода уход был обеспечен, наглядно показывает динамику состояния пациента, обеспечивает преемственность в обслуживании и возможность системно подойти к организации сестринского ухода за пациентом.
— Какие меры предпринимаются для профилактики внутрибольничных инфекций (ВБИ)?
— Безусловно, в этом вопросе должна быть четкость — мы работаем согласно приказам и санитарным нормам. И полностью обеспечиваем защиту как медицинской сестры, так и пациента. В будущем для улучшения этого направления хотелось бы стандартизировать индивидуальные гигиенические наборы на каждого пациента. Это позволит пациентам чувствовать себя в лечебном учреждении более комфортно и получить гарантию безопасности больничной среды.
— Расскажите об обучении и повышении квалификации медицинских сестер?
— В прошлом году впервые в Республике Татарстан были проведены мастер-классы с приглашением медсестер и медбратьев из российских и зарубежных клиник по темам: «Уход и методы реабилитации за больными неврологического профиля»; «Инновационные технологии в сестринском уходе за тяжелобольным пациентом»; «Инновационные технологии в сестринской деятельности. Катетеризация вен. Уход за раной»; «Забор крови с применением системы Vacuete». Подобные мастер-классы — это, безусловно, огромный вклад в повышение профессиональных навыков медицинских сестер. Конечно, мы работаем по стандартам, но практический опыт все же имеет свою особенность — на примерах есть возможность совершенствования своей деятельности. Благодаря международному сотрудничеству мы планируем техническую модернизацию сестринского ухода. Это в очередной раз позволит приблизить услугу к пациенту, сэкономить время уменьшить трудозатраты и повысить качество оказываемых услуг.
— Насколько я знаю, вы проходили стажировку в Германии…
— Да, эта поездка была весьма полезной. Конечно, работа наших заграничных коллег в корне не отличается от нашей, но все же есть многое, что мы могли бы внедрить у себя. Главное пожалуй, соблюдение четкости и слаженности работы к чему мы и стремимся.
— Что еще хотелось бы усовершенствовать в работе медицинской сестры?
— Совершенствование требуется постоянное, поскольку с каждым днем появляются новые методики, подходы и стандарты по уходу за пациентом. Требуется совершенствование организационных моментов. Медицинский уход за пациентом — это работа с людьми, поэтому здесь так важно относится к ним с теплотой и в тоже время оказывать им профессиональную, качественную помощь. А на это способны лишь люди, преданные своей профессии. Чувствуя не только профессионализм, но и теплоту со стороны медицинской сестры, пациент уверен, что он в надежных руках.
— Какие планы строите на будущий год по совершенствованию службы?
— На 2011 год мы ставим важнейшую задачу — доведение профессионального мастерства до совершенства. Здесь и профилактика пролежней, и уход за пациентами по нозологиям — неврологические, кардиохирургические больные, и другие, все это требует умений и знаний, поскольку каждое направление имеет свои особенности. Также в планах у нас создание профессиональных сестринских советов по инвазивным манипуляциям, которые обеспечат контроль и качество оказываемых услуг.
Альфия Хасанова