В КГМА обсудили вопросы педагогики высшей школы


3222 апреля в рамках I Всероссийского Фестиваля науки в ГОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия» прошла научно-практическая конференция «Актуальные проблемы педагогики высшей школы».

Организатором конференции выступили Казанская государственная медицинская академия и Центр подготовки научно-педагогических кадров академии. С докладами выступили преподаватели Центра подготовки научно-педагогических кадров КГМА — Ф.Ратнер, В.Курашов, Ф.Клюкина, Т.Савельева, А.Белякин, Г.Матушевская, А.Миннуллин и другие. В мероприятии приняли участие аспиранты, соискатели и сотрудники ВУЗов.

С приветственным словом к участникам конференции обратилась проректор по учебной работе КГМА Антонина Анохина. «В последние годы взаимосвязь педагогики с другими науками становятся все шире и прочнее. Особенно это ярко проявляется во взаимоотношениях педагогики и медицины. Знание является неотъемлемой составной частью в разрешении педагогических ситуаций, возникающих в диаде «врач-пациент», и связаны с развитием профессионально-педагогического мышления преподавателей, формированием у них научно-педагогических знаний и умений, необходимых как для преподавательской деятельности, так и для повышения общей профессиональной компетентности и педагогической культуры», — отметила она. По словам Антонины Анохиной, на конференции предоставляется возможность проанализировать личный опыт преподавателей, выявить трудности, подвести итоги и показать возможные пути преодоления сложностей.

После вступительного слова, с докладом на тему «Перинатальное воспитание — основа здоровой личности» выступила профессор Казанского федерального университета и центра подготовки научно-педагогических кадров КГМА Фаина Ратнер. «В последние десятилетия во всем мире возрос интерес к вопросам перинатологии. Во многом это обусловлено необходимостью поиска способов снижения числа новорожденных с травмами и нервно-психическими расстройствами. Сложность этой проблемы требует интеграции научных знаний и сотрудничества специалистов разных профессий. Мать и ребенка в течение всего периода беременности и первого года жизни младенца рассматривают как неразрывную психофизиологическую диаду. Гестационная доминанта беременности разрешается в момент родов, на смену ей приходит родительская доминанта. От того, насколько правильно сформируется родительская доминанта, во многом зависит физическое, психологическое и социальное благополучие ребенка на протяжении всей его жизни», — подчеркнула профессор.7 По ее словам, перинатальная психология, которая как самостоятельная область науки и практики начала формироваться в последней четверти ХХ века, как раз и изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах. Основным объектом рассмотрения этой науки является пренатальная общность плода, матери и отца. Она находится на стыке различных областей наук. За последние десятилетия в результате научных исследований (особенно за рубежом) накоплено много данных о том, что параллельно с физиологическим развитием плода в утробе матери идет и эмоционально-психологическое созревание, которое в значительной степени определяет его развитие. Многие авторы указывают на необходимость создания «обогащенной пренатальной среды». Первый международный  конгресс по пренатальной психологии прошел в Торонто (Канада) в 1983 году. В России процесс становления этой науки начался еще позднее: 10-15 лет назад. Первая конференция по проблемам перинатальной психологии состоялась в Санкт-Петербурге в 1996 году. Перинатальные психологи утверждают, что в развитии ребенка особую роль играют не только первые годы жизни, но и пренатальный период. Французский психоаналитик Ф.Дольто видела ранние истоки детских неврозов и болезней в перинатальном периоде. Особенно велик риск в том случае, если мать страдала от каких-то событий, и у нее не было никого, с кем она могла бы об этом поговорить. Еще в древние времена наши предки прекрасно знали о взаимосвязи между психологическим состоянием беременной женщины, протеканием ее беременности и рождением будущего малыша. Женщины японской знати готовились к материнству в специальных общинах, расположенных в живописных местах. Там педагоги занимались с ними эстетическим и музыкальным образованием, считая, что передают культурный опыт через поколение. В Китае и некоторых странах Европы беременные традиционно много пели. Еврейская Тора вообще рекомендует начинать развитие ребенка еще до его зачатия. О влиянии окружающей обстановки на ребенка догадывались древние греки и считали очень важным для будущих матерей наслаждаться видом красивых картин, величественных статуй, звуками приятной музыки, пением птиц. Развитием зародыша интересовался и такой представитель науки и культуры Возрождения, как Леонардо да Винчи. Он считал, что  изучение анатомии человека нужно начинать с момента зачатия. До нас дошли его зарисовки плода в матке, где он описал его расположение, дыхание и питание. Зачатие, внутриутробный период и роды всегда являлись тайной, издавна волнующей умы. Ф.Ратнер также рассказала о западных и отечественных исследованиях по перинатальной психологии. «Таким образом, зарубежные и отечественные исследователи приходят к единому выводу о наличии сложной взаимосвязи между матерью и малышом, о важности родительского влияния в пренатальный период для последующего развития способностей ребенка. В свою очередь, отношение к беременности и к внутриутробному ребенку зависит от психологической подготовки к родительству, к воспитанию малыша. Речь идет, таким образом, о здоровой перинатальной культуре, охватывающей беременность, роды и послеродовый период», — сказала она. По словам профессора, многочисленные эксперименты привели к возникновению целого практического направления — пренатальной педагогики, которая представляет собой комплексное действие (через музыку, эстетические впечатления, положительные эмоции и т.д.) на беременную, плод, семейную систему в целом для оптимизации внутриутробного развития ребенка.

Профессор КГТУ и центра подготовки научно-педагогических кадров КГМА Владимир Курашов ознакомил участников конференции с уроками Лобачевского, касающихся взаимосвязи научной, педагогической и административной деятельности с философской точки зрения. По мнению выступающего, существует интересный феномен выдающихся в научном и образовательном отношениях провинциальных университетов и школ. Почти в каждой стране есть провинциальные университеты, которые по своему научно-образовательному уровню имеют по ряду направлений мировое значение. В России это Казанский университет, в США — Чикагский. «Думаю, одна из причин прорывов к новому знанию в провинциях кроется в малом числе авторитетов «местного значения» — люди именитые для своего времени и места и незначительные для вечности. В связи с этим весьма интересно обратить внимание на одного из наиболее выдающихся ученых Казанского университета — Н.И.Лобачевского», — подчеркнул он. Преподаватель выделил 7 уроков из жизни гениального мыслителя.


9На конференции были рассмотрены вопросы по следующим научным направлениям: «Философия образования», «Развивающее обучение в структуре постдипломного образования», «Современные методы обучения в высшей школе», «Компетентный подход в обучении», «Дистанционное обучение». Были озвучены такие темы, как проектное обучение в последипломном образовании, психологические тренинги в педагогике высшей школы, перспективы развития дистанционного обучения, деятельностный подход в обучении, роль педагогического общения в диаде «врач-пациент» и другие. Мероприятие будет способствовать проектированию развивающих педагогических процессов, организации для обучающихся такой образовательной среды, в которой они смогли бы раскрывать свои способности и в более короткие сроки овладеть профессиональной деятельностью.

Пресс-служба КГМА