В поиске эффективных решений управления современным ЛПУ


В поиске эффективных решений управления современным ЛПУ
Фарит Ахатович Хабиров — главный врач ГАУЗ "Республиканская клиническая больница восстановительного лечения"

Эффективность управления лечебно-профилактическим учреждением вижу в конкурентоспособности. Здоровая конкуренция нужна, но, к сожалению, менталитет российского человека, как обывателя, так и управленца, в большинстве своем настроен на монополитет. Такая система «воспитывалась» в нас достаточно долгое время в советский период, но нельзя все списывать на время и обстоятельства. Любая структура, государственная или частная, должна, по моему мнению, быть конкурентоспособной. Если брать во внимание зарубежные клиники, то повсеместно можно увидеть конкурсную основу: специалистов принимают только на конкурсной основе, стимулируя повышение квалификации врача и его практических навыков по принципу: лучшие врачи в лучших клиниках. Другими словами, хочешь работать в лучших условиях за более высокую заработную плату, совершенствуйся и сам будь лучше. У нас такого нет. Мы в большинстве случаев все еще боимся конкуренции, и когда она появляется, начинаем бороться против, не повышая при этом качество своей услуги. Безусловно, не говорю за всех. Но хотелось бы, чтобы было как можно больше конкурентоспособных лечебно-профилактических учреждений. Так жить интереснее».

 

В поиске эффективных решений управления современным ЛПУ
Айдар Наильевич Амиров — главный врач ГАУЗ "Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан"

— Откровенно говоря, создать государственную модель эффективного управления лечебным учреждением несколько затруднительно, поскольку главное ее отличие от модели частной медицины — это совершенно иные задачи. Основная миссия бюджетного учреждения здравоохранения — это сохранение здоровья человека в максимально доступной для него форме. Цель частной медицины же — это получение прибыли. К сожалению, бюджетное здравоохранение ограничено законодательными рамками, стандартами и протоколами, которые не позволяют руководителю лечебного учреждения действовать творчески в построении модели управления лечебным учреждением, позволяющей одновременно учитывать интересы пациентов, сотрудников больницы и потребности самой больницы. Достаточно сложно будет внедрять принципы частной медицины в государственную больницу. В вопросе организации эффективной работы всех потоков государственного учреждения можно опираться только на здравый смысл и рациональный подход к решению всевозможных ситуаций.

 

 


В поиске эффективных решений управления современным ЛПУ
Рустем Фаизович Гайфуллин — главный врач ГАУЗ "Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан":

— Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан — крупнейшее многопрофильное медицинское учреждение республики, оказывающее высококвалифицированную медицинскую помощь взрослому населению республики. Ежегодно стационарную помощь здесь получают более 35 тысяч пациентов, проводится свыше 25 тысяч операций, 4 тысячи родовспомогательных операций, в консультативной поликлинике выполняется более 250 тысяч посещений, осуществляется около 2000 выездов и вылетов по линии санитарной авиации в лечебные учреждения республики для оказания экстренной и консультативной медицинской помощи. Все это требует построения эффективной системы управления всеми потоками в лечебном учреждении. Нам важно формировать мнение татарстанцев о том, что бюджетная организация здравоохранения — это не просто доступная организация, где пациенты любого социального статуса могут получить не просто реальную, но и высокоспециализированную помощь. Это требует консолидации сил, построения реальной, эффективной стратегии управления лечебным учреждением. Создание эффективной модели управления лечебным учреждением в условиях современных рыночных отношений во многом основано на имеющемся ресурсном потенциале — это и квалифицированные кадры с огромным опытом работы, и огромные территории и помещения, пригодные для внедрения инновационных технологий. Но важно понимать, что конкурентная борьба на рынке медицинских услуг предполагает сохранение этих ценных кадров у себя. Понятно, что это сделает выработку методов стратегического управления более востребованным. При этом надо сказать, что сильной стороной бюджетного учреждения здравоохранения является то, что здесь нет ярко выраженной нацеленности на финансовый результат, как это принято в коммерческих организациях. Безусловно, при создании принципов эффективного управления лечебным учреждением необходимо учитывать и задачу управления доходами и расходами. Вообще, в построении правильной логистики различных потоков в лечебном учреждении важно уметь учитывать все имеющиеся регламенты и стандарты оказания медицинской помощи, следить за качеством оказания медицинской помощи, повышением квалификации кадров для их конкурентоспособности. Благо, что о финансовой стороне сегодня можно думать намного меньше. Государственные инвестиции, серьезные финансовые вливания в сферу здравоохранения позволили укрепить позиции РКБ МЗ РТ и шагнуть далеко вперед в реализации миссии отечественного здравоохранения.

 

В поиске эффективных решений управления современным ЛПУ
Рафаэль Фирнаялович Шавалиев — главный врач ГАУЗ "Детская Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан"

— Говоря о системе управления лечебным учреждением, в первую очередь надо сказать, что здравоохранение — это особая сфера деятельности. Лечебное учреждение — организация, требующая расстановки иных акцентов. Именно здесь, в больнице человек получает необходимую медицинскую помощь. Но он не является пассивной единицей. Он также активно включается в процесс. А это, в свою очередь, находит выражение в значимости используемых в работе врача этических ценностей, роли самого доктора в процессе оказания медицинских услуг. Все это, безусловно, накладывает отпечаток на организацию системы управления лечебным учреждением. Здравоохранение — это неотъемлемая часть социальной политики нашей страны. Оказывая медицинскую помощь нашим пациентам, мы оказываем социальную услугу, ведь общество признает важность получения гражданами страны медицинской помощи. В особенности, ответственность врачей, оказывающих медицинскую помощь детям, усиливается вдвойне, поскольку мы не имеем права на ошибку, ведь речь идет об охране здоровья, на которое каждый гражданин страны имеет право. В современных условиях рыночных отношений государственный сектор, безусловно, должен быть конкурентоспособным на фоне частного. Пожалуй, для оптимизации сил и средств лечебного учреждения, для достижения наибольшего эффекта в управлении возможно использование проверенных на практике принципов управления, которые взяли все лучшее из опыта как государственного, так коммерческого сектора. А именно: оптимальное распределение ресурсов, работа с персоналом, обеспечение эффективного выполнения производственных процессов в подразделениях больницы, безусловно, контроль за результатами. Не менее важными являются оптимизация взаимоотношений всех работников учреждения, а также повышение имиджа организации.

 


В поиске эффективных решений управления современным ЛПУ
Марат Наилевич Садыков — главный врач МУЗ "Городская клиническая больница №7 Министерства здравоохранения Республики Татарстан", депутат Государственного Совета Республики Татарстан:

— Главной целью отрасли здравоохранения является достижение ее конечного, полезного, необходимого обществу продукта — высоких показателей здоровья людей. В связи с этим, специалисты в области общественного здоровья и здравоохранения должны понимать, какие факторы на него воздействуют, и на основе экономико-статистических показателей разрабатывать наиболее эффективные организационные формы охраны здоровья населения. В сложившихся условиях повышается необходимость повышения ресурсного потенциала здравоохранения, определения стратегических и тактических задач эффективного управления ресурсами здравоохранения. К основным стратегическим задачам эффективного управления ресурсами здравоохранения следует отнести создание системы стратегического планирования развития здравоохранения, разработку сценариев развития здравоохранения, переход на индикативный метод планирования деятельности, модернизацию отрасли, в том числе системы обязательного медицинского страхования, переход на отраслевую систему оплаты труда. Основной социальный эффект от модернизации заключается в повышении уровня предоставления услуг здравоохранения в городе, уменьшении сроков восстановления здоровья благодаря применению новейших технологий и повышению качества жизни жителей города, интегральным показателем которого является увеличение ожидаемой продолжительности жизни.