7 апреля в Казани в конференц-зале Гранд Отеля состоялась Школа-семинар по клиническому питанию и инфузионной терапии. В организации данного мероприятия приняли участие: Министерство здравоохранения РТ, Казанская государственная медицинская академия, Казанский государственный медицинский университет и Международная школа постдипломного образования «Эскулап Академия».
Лекторами в Школе выступили ведущие специалисты в области анестезиологии, реанимации и трансфузиологии: доктор медицинских наук, профессор кафедры анестезиологии, реаниматологии и трансфузиологии Уральской государственной медицинской академии Илья Наумович Лейдерман, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом Института последипломного образования Башкирского государственного медицинского университета Марсель Амирзянович Садритдинов и кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института Клинической хирургии Российского государственного медицинского университета Андрей Игоревич Ярошецкий.
Вступительное слово произнесла доктор медицинских наук, главный анестезиолог-реаниматолог Республики Татарстан, заведующая отделением анестезиологии и реаниматологии №1 Межрегионального клинико-диагностического центра Айнагуль Желдошевна Баялиева.
Руководитель Эскулап Академии в России Елена Эдуардовна Светличная также произнесла слово приветствия, в котором обозначила основные результаты деятельности Академии и озвучила перспективы работы.
С докладом «Энергообмен в норме и патологии» выступил профессор М.А. Садритдинов.
Начало лекции было посвящено историческому аспекту. Профессор отметил, что первые контролируемые эксперименты по метаболизму у человека были опубликованы Санторио в 1614 году в книге Ars de statica medicina. Он описал, как он сам взвесил себя до и после приёма пищи, сна, работы, секса, натощак, после питья и выделения мочи. Он обнаружил, что большая часть пищи, которую он принял, была утрачена в результате процесса, названного «незаметным испарением». Далее был представлен цикл трикарбоновых кислот, и отмечены его функции, среди которых: интегративная, катаболическая, анаболическая, водорододонорная, энергетическая.
Профессор обратил внимание на термин «метаболизм», указав его значение, ссылаясь на Большую Российскую энциклопедию: метаболизм (от греч. мetabole — перемена, превращение), совокупность химических реакций, протекающих в живых клетках и обеспечивающих организм веществами и энергией для его жизнедеятельности, роста, размножения. В наиболее употребительном значении термин «метаболизм» равнозначен обмену веществ и энергии; в более точном и узком смысле «метаболизм» означает промежуточный обмен, т. е. превращение веществ внутри клеток с момента их поступления до образования конечных продуктов. В этом смысле термин относят и к отдельному классу соединений или определённому веществу (например, метаболизм белков, глюкозы, лекарств и т.п.). Попав внутрь клетки, питательное вещество метаболизируется — претерпевает ряд химических изменений, катализируемых ферментами (определённая последовательность таких изменений называется метаболическим путём, а образующиеся промежуточные продукты — метаболитами).
Затем была представлена схема путей метаболизма и совместно переведены термины:
METABOLISM: Sum (body) total of all chemical reactions required for cell function — an energy requiring process
METABOLIC RATE: rate of metabolic activity defined in terms of energy consumed per time (e.g. Kcal/hr)
BASAL METABOLIC RATE: amount of ENERGY expended at complete rest (available in standard charts) age, sex, size dependent
HYPERMETABOLISM: increase in metabolic rate above normal for a specific activity level
ANABOLISM: Constructive Metabolism: new tissue formation with protein synthesis.
CATABOLISM: Destructive Metabolism: tissue degradation with protein breakdown
После этого профессор представил закон выживания (термодинамического неравновесия) и разобрал основные моменты гормональной регуляции метаболической активности, метаболизм в физиологических условиях, метаболизм при голодании, метаболизм при стрессе, отметив также осложнения стрессового метаболизма и основные аспекты контроля стрессового метаболизма.
Вторая лекция «Клиническое питание как лечебная технология, такая же важная как и все остальное…» была представлена профессором И.Н. Лейдерманом. В своем докладе профессор затронул такие аспекты темы, как общие принципы проведения энтерального и парентерального питания, алгоритмы и протоколы нутритивной поддержки в реанимации и хирургической клинике, сложности и проблемы внедрения. «Основное преимущество раннего энтерального питания заключается втом, все микронутриенты питания физиологично и оптимально сбалансированы — все макронутриенты и все микронутриенты в среднесуточных количествах в обьеме, соответствующем среднесуточной потребности в жидкости», — отметил профессор И.Н. Лейдерман. В докладе были представлены рекомендации Европейского общества
парентерального и энтерального питания 2009, по которым: парентеральное питание применяется у пациентов, которым энтеральное питание не может быть начато в течение 24 часов пребывания в клинике; голодание или недостаточное питание у пациентов в клинике повышает уровень летальности. (ESPEN Guidelines on Parenteral Nutrition: Intensive care Clinical Nutrition 28 (2009) 387-400)
Рекомендации Европейского общества парентерального и энтерального питания 2009: для парентерального питания должны применяться системы «все в одном» (ESPEN Guidelines on Parenteral Nutrition: Intensive care Clinical Nutrition 28 (2009) 387-400). Их преимущество, по словам докладчика, заключается в следующем: оптимальный уровень азотистого баланса достигается при одновременном применении в течение 24 часов смеси из всех компонентов парентерального питания — высокая технологичность, удобство и простота применения; одновременное и безопасное введение всех необходимых нутриентов; оптимально сбалансированный состав; снижение риска инфекционных осложнений; возможность добавлять необходимые микронутриенты (витамины-микроэлементы); экономически менее затратная технология; максимально сбалансированная технология парентерального питания.
Далее лекцию прочитал профессор М.А. Садритдинов. Тема лекции: «Как диагностировать и лечить питательную недостаточность в хирургической клинике?».
Докладчик представил первый опыт скрининга технологий нутритивной поддержки в ОРИТ 18 городов Российской Федерации. (организатор исследования: Урало-Сибирская ассоциация клинического питания. Дата проведения:16 марта 2010 года).Города участники: Пермь, Уфа, Челябинск, Екатеринбург, Ноябрьск, Тюмень, Сургут, Новосибирск, Омск, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк, Хабаровск, Уссурийск, Владивосток, Южно-Сахалинск, Корсаков, Магадан. Основные выводы по докладу следующие: несмотря на наличие достаточной нормативной базы (приказ МЗ РФ от 5 августа 2003 г. №330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в ЛПУ РФ»; Методические рекомендации МЗ РФ «Энтеральное питание в лечении хирургических и терапевтических больных» от 8 декабря 2006 г.) использование методов нутритивной поддержки в ОРИТ сопряжено с нерешенными организационными и методологическими проблемами.
Организацию нутритивной поддержки практически во всех ОРИТ можно признать неудовлетворительной — отсутствуют единый подход и должная подготовка врачей по диагностике и коррекции недостаточности питания, а также недостаточное оснащение ЛПУ оборудованием, препаратами для нутритивной поддержки и расходными материалами.
Необходимо проведение постоянного системного аудита по вопросам организации клинического питания в ОРИТ и других отделениях различных лечебно-профилактических учреждений.
Далее лекцию «Проблемы безопасности применения различных инфузионных сред в анестезиолого-реаниматологической практике» представил ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института Клинической хирургии Российского государственного медицинского университета А.И. Ярошецкий.
Последней тематической лекцией стал доклад профессора И.Н. Лейдермана «Новые технологии метаболического контроля и нутритивной терапии периоперационного периода».
Школа завершилась обсуждением докладов, дискуссией и получением сертификатов.
Екатерина Лобанова