Современные темпы развития общества, экономики и социальной сферы требуют от образовательных учреждений внедрения новых методов образования. Это касается, прежде всего, внедрения в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий, которые позволяют повышать квалификацию врачей практического здравоохранения не отрывая их надолго от основной работы, а также облегчает обучение специалистов, проживающих в районах республики и России, удаленных от места обучения.
Дистанционное обучение не является формой получения образования. Это одна из форм организации учебного процесса, и может применяться при любой из трёх основных форм обучения: очной, заочной и очно-заочной. Как правило, дистанционным обучением называют учебный процесс, реализуемый с применением информационных и телекоммуникационных технологий.
28 февраля 2012 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». Согласно закону, при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, но для этого в образовательном учреждении должна быть создана электронная информационно-образовательная среда.
Подводя итоги ушедшего года, мы с полным правом можем говорить о создании электронной информационно-образовательной среды в Казанской государственной медицинской академии, необходимой для внедрения дистанционного образования.
В связи с поручением ректора ГБОУ ДПО КГМА Минздрава России К.Ш. Зыятдинова в октябре 2012 года в академии стартовал пилотный проект по внедрению дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс. Этому предшествовала большая работа специалистов отдела развития и автоматизированных систем управления обучением под руководством проректора Г.Е. Сабирзяновой, связанная с изучением федеральных нормативных документов, опыта работы крупных образовательных медицинских вузов, созданием локальной нормативной базы, электронной образовательной среды, платформы ДО, обучением тьютеров, разработкой и утверждением на методическом совете электронных учебно-методических комплексов, с последующим размещением на платформе ДО. Участниками пилотного проекта стали кафедры, наиболее подготовленные в данном направлении.
На сегодняшний день 5 кафедр уже испытали на себе все «плюсы» и «минусы» такой формы обучения, сформировали собственное мнение об эффективности проекта. Безусловно, позитивным моментом является предварительное изучение слушателями, материала, вынесенного на платформу ДО. Материал, вынесенный на платформу ДО дает возможность многократно возвращаться к непонятым моментам в любое удобное время, осмысливать полученную информацию, задавать вопросы тьютеру по мере их возникновения; пройти промежуточное тестирование посредством коммуникаций и быстро получить результат. На 2013 год запланированы к проведению следующие циклы: __таблица_____. Будем рады видеть в Казанской государственной медицинской академии всех желающих обучить на циклах с применением дистанционных образовательных технологий!
Актуальные вопросы дерматовенерологии (для врачей всех специальностей) (c использованием дистанционных образовательных технологий) | 72 | ТУ | 04.02-16.02 |
Санитарно-гигиенические лабораторные исследования. Подготовка и прием экзамена на подтверждение сертификата специалиста (для врачей по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям) (c использованием дистанционных образовательных технологий) | 144 | ОУ | 18.03-13.04 |
Нейроэндокринология (для врачей-специалистов) (частично с использованием дистанционных образовательных технологий) | 144 | ТУ | 01.04-27.04 |
Лечебная физкультура и спортивная медицина. Подготовка и прием экзамена на подтверждение сертификата специалиста (для врачей по лечебной физкультуре и спортивной медицины) (частично с использованием дистанционных образовательных технологий) | 144 | ОУ | 14.05-10.06 |
Экстрагенитальная патология в акушерстве и гинекологии. (для врачей акушер-гинекологов, терапевтов) С частичным использованием дистанционных образовательных технологий | 72 | ТУ | 10.06-24.06 |
Общая врачебная практика. Подготовка и прием экзамена на подтверждение сертификата специалиста (для врачей общей практики) (г. Лаишево) (частично с использованием дистанционных образовательных технологий) | 216 | ОУ | 30.09-11.11 |
Гигиена и санитария. Подготовка и прием экзамена на подтверждение сертификата специалиста (для помощников санитарных врачей) | 144 | ОУ | 07.10-02.11 |