15.02.2025

Представлены результаты применения разработанных авторами оригинальных анкет во время прохождения медицинского осмотра студентов вуза, школьников и учащихся среднего специального учебного заведения. Применение анкет студента и школьника позволяет выявить индивидуальные факторы риска заболеваний гастродуоденальной зоны, степень контроля за болезнью, дать обоснованные рекомендации по обследованию, лечению, профилактике и выделить группы для динамического наблюдения. Авторами разработан алгоритм ведения пациентов в условиях городской студенческой поликлиники, отражающий все этапы диагностики, лечения и профилактики.

The possibility of screening of gastrointestinal diseases at students of secondary and higher education at the annual medical examinations

The results of application developed by the authors of the original questionnaires during the medical examination of the university students, schoolchildren and students in specialized secondary educational institution are presented. The use of questionnaires for students and schoolchildren can identify individual risk factors of gastroduodenal diseases, the degree of disease control, to give sound recommendations on screening, treatment, prevention, and identify groups for follow-up. The authors have developed an algorithm for the management of patients in the urban student health centers, reflecting all stages of diagnosis, treatment and prevention.

Качество подготовки молодых специалистов в вузах наряду с другими факторами во многом определяется состоянием здоровья студенческой молодежи [1, 2]. Длительные пропуски занятий, предоставление академических отпусков по болезни удлиняют процесс обучения, повышают экономические затраты, отражаются на качестве обучения и в целом на качестве подготовки специалиста. Одно из ведущих мест в структуре заболеваемости школьников, учащихся учреждений среднего профессионального образования и студентов вузов занимают заболевания органов пищеварения [3, 4]. В настоящее время наблюдается рост болезней органов системы пищеварения, в том числе язвенной болезни, среди молодых [5, 6]. Изучение качества жизни больных с патологией органов пищеварения выявило частое снижение качества жизни не только за счет испытываемых болевых ощущений, но и за счет необходимости периодически обследоваться, лечиться, соблюдать диету, ограничения трудовой деятельности, то есть социальной дезадаптации [7, 8]. Для молодых людей очень актуально снижение показателей жизненной активности и социального функционирования [8], ведущее место среди которых занимают трудности при обучении, ограничения при занятиях физкультурой и спортом, обычном времяпрепровождении [9]. У значительного количества больных, наблюдаемых терапевтом, дебютирование хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта происходит в молодом возрасте [10]. В связи с этим очевидна необходимость налаживания преемственности в ведении больных школьников, поступающих на обучение в средние специальные и высшие учебные заведения. Особое место в выявлении функциональных нарушений, латентно протекающих хронических заболеваний органов ЖКТ отводится медицинским осмотрам [5], анкетированию во время медосмотров [11]. Однако на сегодня установлено низкое качество проводимых в школах медосмотров учащихся [12, 13]. Поэтому имеет место несвоевременное, неполное выявление патологии ЖКТ у обучающейся молодежи [14, 15].

Целью нашего исследования является изучение особенностей частоты и клинической картины заболеваний гастродуоденальной зоны у школьников, учащихся системы среднего и высшего профессионального образования, повышение эффективности скрининга заболеваний желудочно-кишечного тракта у учащейся молодежи во время медицинских осмотров и разработка алгоритма ведения больных эрозивно-язвенными заболеваниями гастродуоденальной зоны в городской студенческой поликлинике.

Материал и методы исследования

На основании анализа литературы и собственного опыта работы в Казанской городской студенческой поликлинике нами разработаны анкеты для самостоятельного заполнения школьниками и студентами во время прохождения медицинского осмотра («анкета студента» и «анкета школьника»). «Анкета студента» для выявления признаков соматической патологии (в том числе симптомов заболеваний органов пищеварения) и факторов риска развития заболеваний. Она содержит 47 вопросов. «Анкета школьника» — для выявления ранее выставленных гастроэнтерологических диагнозов, симптомов заболеваний органов пищеварения и факторов риска их развития (содержит 17 вопросов). Анкеты просты в заполнении — это поиск респондентом из предложенного перечня тех признаков, состояний, которые у него имеются. Выявление особенностей характера испытуемого, его образа жизни, уровня общей культуры и культуры питания, жалоб, а при их отсутствии — наличия патологических состояний у студента — все это имеет большое значение для построения конструктивных отношений между врачом и пациентом: для установления предварительного диагноза, определения плана обследования и консультаций, дачи первичных рекомендаций по факторам риска.

Нами проведено анкетирование во время прохождения медицинского осмотра 865 студентов II и III курсов Казанской государственной академии ветеринарной медицины (КГАВМ) в возрасте от 16 до 27 лет, из них мужчин — 498. Повторное анкетирование через год после дачи первичных рекомендаций по результатам первичного анкетирования и осмотра прошли 284 человека. Дополнительно по «анкете студента» было опрошено 180 человек, в том числе 56 юношей (15-17 лет), обучающихся в системе среднего специального учебного заведения (Казанской банковской школы — КБШ). Анкетированием по анкете школьника было охвачено 188 школьников (из них 67 юношей) 8-11-х классов школ № 15 и № 72 г. Казани в возрасте от 14 до 17 лет и 199 учащихся (из них 59 юношей) I и II курсов среднего специального учебного заведения (Казанской банковской школы — КБШ) в возрасте от 14 до 17 лет.

Результаты исследования

В результате проведенных исследований установлено, что у 26,6% школьников (50 человек) имелись установленные гастроэнтерологические диагнозы, в том числе у 1,6% — язвенная болезнь, у 20,2% — заболевания гастродуоденальной зоны, в том числе у 17,6% — воспалительные, у 2,7% — эрозивно-язвенные поражения гастродуоденальной зоны (таблица 1).

Таблица 1.

Структура имеющихся заболеваний желудочно-кишечного тракта у школьнико

Диагноз

Возраст

Гастрит

Гастро-

дуоденит

Эрозивно- язвенные поражения гастродуоде-

нальной зоны

Холецистит

ДЖВП

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

13

3

5

1

2

1

1

2

14

2

3

5

2

1

2

2

15

1

16

2

10

1

2

2

Всего

7

18

1

7

1

4

1

5

2

4

Как видно из данных таблицы 1 и рис. 1, девушкам школьного возраста чаще выставляются гастроэнтерологические диагнозы (рис. 1).

Рис. 1. Структура патологии ЖКТ у анкетированных школьников

untitled-14

1. Воспалительные заболевания ГДЗ; 2. Эрозивно-язвенные поражения ГДЗ; 3. Холецистит/ ДЖВП

При анкетировании школьников было выявлено 87 человек (46,3%), испытывающих те или иные (часто сочетающиеся между собой) симптомы, которые могут быть при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (боль в животе — 40,1%, дискомфорт в эпигастрии — 31,4%, изжога — 32,1%, тошнота и рвота — 13,9%, отрыжка воздухом и кислым — 2,9%). Для постановки диагноза все они нуждались в дообследовании.

Преимуществами разработанной анкеты для школьников является получение сведений о перенесенных заболеваниях ЖКТ, возможность выявления факторов, предрасполагающих к возникновению и обострению болезней желудочно-кишечного тракта (алиментарные факторы, особенности личности, наличие вредных привычек).

Анкетирование подростков среднего специального учебного заведения (КБШ) по «анкете школьника» не выявило существенных различий между ними и школьниками в частоте и структуре гастроэнтерологических заболеваний. По данным анкетирования 199 учащихся I и II курсов среднего специального учебного заведения (КБШ), у 71 человека (35,7% опрошенных) имелись уставленные гастроэнтерологические диагнозы, в том числе язвенная болезнь — у 4 (2%), заболевания гастродуоденальной зоны — у 60 (30,2%), в том числе воспалительные заболевания — у 54 человек (27,1%), эрозивно-язвенные поражения гастродуоденальной зоны — у 6 человек (3%). У девушек чаще выявлялись воспалительные заболевания гастродуоденальной зоны.

При анкетировании были выявлены 105 учащихся КБШ (52,8%), испытывающих те или иные (часто сочетающиеся между собой) симптомы заболеваний желудочно-кишечного тракта. Чаще респонденты отмечали у себя боли и чувство распирания в животе, изжогу, неприятный вкус во рту, реже тошноту (рвоту), отрыжку воздухом, кислым. Для постановки диагноза все они нуждались в дообследовании.

С целью объективизации оценки самочувствия и влияния имеющихся симптомов заболеваний на качество жизни учащимся КБШ после заполнения «анкеты школьника» было дополнительно предложено заполнить «анкеты студента». По «анкете студента» опрошено 180 учащихся КБШ (таблица 2).

Таблица 2.

Связь наличия активных жалоб и проявлений заболеваний, выявленных анкетированием

Жалобы

Проявление

заболеваний

Нет

Есть

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Есть

34

71

12

43

Нет

7

10

3

При анкетировании по «анкете студента» у 58,3% опрошенных учащихся КБШ, не предъявляющих активных жалоб, были выявлены признаки заболеваний желудочно-кишечного тракта. Всем им даны первичные рекомендации по дообследованию и факторам риска.

Среди опрошенных 865 студентов I-III курсов КГВАМ установленные заболевания ЖКТ имелись у 108 человек, то есть у каждого восьмого (12,5%), в том числе у 12 (1,4%) — язвенная болезнь. Если сравнить эти цифры с данными анонимного анкетирования школьников, где 26,6% старшеклассников имеют выставленный гастроэнтерологический диагноз, становится очевидным нежелание большого количества студентов афишировать свой диагноз. Лишь в случаях ухудшения качества жизни, при «серьезных» диагнозах, когда студент ждет от врача действенной диагностической, лечебной помощи, медики получают информацию об имеющемся заболевании (пример, язвенная болезнь — цифры у школьников и студентов приблизительно одинаковы).

Следует отметить, что получить правдивую информацию об имеющемся заболевании из медицинских документов не всегда представляется возможным. При анализе медицинских карт студентов, находящихся под динамическим наблюдением с эрозивно-язвенными поражениями гастродуоденальной зоны, в 48% случаев не было обнаружено полноценной первичной информации о пациенте в медицинских документах (ф. № 086у).

В данной ситуации анкетированию отводится важная роль в сборе анамнеза. Работая по «анкете студента», нами выявлено, что 332 человека (38,4% наших респондентов — студентов вуза) испытывали болевой или диспепсический синдромы, то есть практически каждый третий. Все они нуждались в коррекции образа жизни, в частности питания, в обследовании у терапевта, гастроэнтеролога, проведении инструментальных методов исследования.

Среди имеющих гастроэнтерологический диагноз студентов вуза (108 чел.) отмечали наличие болевого синдрома 105 человек (97,2%). Это может говорить либо о наличии недиагностированной ранее патологии других органов ЖКТ, либо о недостаточно строгом соблюдении врачебных рекомендаций. По результатам анкетирования и осмотра был разработан план дальнейшего обследования (перечень специалистов и инструментальных методов), необходимого для верификации диагноза.

При повторном анкетировании через год выявлено, что у 14 человек (5%) за истекший год появились жалобы на различные расстройства пищеварения. Обучение в вузе у этой части студентов усугубило факторы риска по патологии ЖКТ (нерегулярное, несбалансированное питание, стресс адаптационный и сессионный) и индивидуальные факторы риска (вредные привычки, гастрономические пристрастия, психологические особенности личности). У 21 студента (23%) из числа предъявлявших жалобы при первичном осмотре жалоб не было (12 человек) или отмечалось значительное улучшение самочувствия (9 человек), все они не получали медикаментозного лечения. Это может говорить об эффективности работы даже только по факторам риска, выявленным в анкете у конкретного студента. Из числа студентов, продолжающих предъявлять жалобы (70 человек), не прошли обследования 65 человек (92,8%). Не полностью прошли обследование 2 человека (2,9%). Это отражает тенденцию в среде молодежи обращать внимание на свое здоровье лишь при значительном снижении качества жизни и требует дополнительной разъяснительной работы среди студентов этой группы.

Обострение эрозивно-язвенных заболеваний гастродуоденальной зоны у учащейся молодежи, как правило, наблюдается в период максимальных нервно-психических напряжений — во время зачетной и экзаменационной сессий. Большую часть пациентов молодого возраста с обострениями эрозивно-язвенных поражений гастродуоденальной зоны мы наблюдаем амбулаторно. Амбулаторное ведение больных студентов экономически выгодно и социально значимо, так как меньше затрагивает учебный процесс: обследование и лечение можно сочетать с учебой в фазу стихающего обострения. Нами разработан алгоритм ведения пациентов в условиях городской студенческой поликлиники, отражающий все этапы диагностики, лечения и профилактики (схема 1). В результате избранной нами тактики ведения пациентов молодого возраста с эрозивно-язвенными поражениями гастродуоденальной зоны у 31,2% наблюдалась длительная ремиссия (2+0,2 лет), у 15,6% было 1 обострение в 2 года, у 32,8% — 1 обострение в год, у 3,1% было 2 обострения в первый год наблюдения, затем 1 обострение в год.

Схема 1. Алгоритм ведения больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта в условиях городской студенческой поликлиники

untitled-22Важнейшим направлением работы сотрудников студенческих поликлиник является выявление групп повышенного риска, ранняя диагностика имеющихся заболеваний, постановка на учет больных с известными заболеваниями, проведение активных мер по первичной и вторичной профилактике с первого дня обучения в вузе. Применение разработанных нами анкет студента и школьника при проведении медицинских осмотров позволяет выявить индивидуальные факторы риска, степень контроля за болезнью, дать обоснованные рекомендации по обследованию, лечению, профилактике, выделить группы для динамического наблюдения. При анализе анкет в поле зрения врача остаются не только предъявляющие жалобы, но и те, кто редко испытывают дискомфорт, диспепсию и не жалуются. Установлено, что 46,3% школьников, 52,8% студентов среднего специального учебного заведения (КБШ) и 38,4% студентов вуза (при этом половина из них не предъявляла активных жалоб) нуждаются в консультативном приеме врача. Использование разработанного нами алгоритма ведения пациентов в условиях городской студенческой поликлиники позволило повысить эффективность диспансерного наблюдения больных с заболеваниями гастродуоденальной зоны.

Таким образом, применение разработанных нами анкет является простым и малозатратным методом, эффективным в выявлении патологии желудочно-кишечного тракта, что позволяет рекомендовать их для тестирования молодых людей на ежегодных медицинских осмотрах.

Н.И. Бейлина, Р.М. Газизов, И.Г. Низамов

Казанская государственная медицинская академия

Бейлина Наталья Ильинична — ассистент кафедры терапии и семейной медицины

Литература:

1.    Камаев И.А. Здоровье студенчества Приволжья / И.А. Камаев, О.Л. Васильева // Нижегородский медицинский журнал, 2001. — № 1. — С. 148-152.

2.    Медик В.А. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье / В.А. Медик, А.М. Осипов — М.: Логос, 2003. — 200 с.

3.    Зигангареева Г.Г. Состояние соматического здоровья подростков сельских и городских школ / Г.Г. Зигангареева // Тезисы докладов научно-практической конференции КГМА «Современные проблемы медицинской науки и практики». — Казань: Экоцентр, 2000. — С. 265-266.

4.    Кучма В.Р. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях и роль факторов жизнедеятельности в его формировании / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева // Материалы 3-го всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России». — Москва, 2007. — С. 211-212.

5.    Петруничева К.П. Социально-гигиенические условия среды обитания как основа для выбора эффективных направлений профилактического здравоохранения на территориях / К.П. Петруничева, А.Я. Поляков, Е.В. Михеева // Материалы 3-го всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России». — Москва, 2007. — С. 215-217.

6.    Сиротко М.Л. Эпидемиологические аспекты патологии органов пищеварения в молодом возрасте / М.Л. Сиротко, С.Ф. Алещенко, Т.Н. Сушкова и др. / Гастроэнтерология Санкт-Петербурга, 2008. — № 2-3. — С. 106-107.

7.    Малышенко О.С. Качество жизни у больных язвенной болезнью / О.С. Малышенко // Гастроэнтерология Санкт-Петербурга, 2003. — № 2-3 — С. 102.

8.    Муравцева Н.Н. Исследование качества жизни у подростков с хроническим эрозивным гастродуоденитом / Н.Н. Муравцева, М.И. Соколова, В.П. Алексеенко // Гастроэнтерология Санкт-Петербурга, 2008. — № 2-3 — С. 82.

9.    Горина Е.М. Оценка качества жизни при проведении реабилитации детей с патологией органов пищеварения / Е.М.Горина // Гастроэнтерология Санкт-Петербурга, 2003. — № 2-3. — С. 44.

10.    Филимонов Р.М. Подростковая гастроэнтерология / Р.М. Филимонов. — Москва: Медицина, 1990. — 498 с.

11.    Островская Л.В. Диагностика заболеваний органов пищеварения при диспансеризации детей школьного возраста / Л.В. Островская, Л.А. Бельская // Гастроэнтерология Санкт-Петербурга, 2008. — № 2-3. — С. 91.

12.    Куинджи Н.Н. Качественные профилактические осмотры учащихся как основа мониторинга «Среда образовательного учреждения — школьные болезни» / Н.Н. Куинджи, М.А. Поленова, Т.А. Шумкова // Материалы 3-го всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России». — Москва, 2007. — С. 209.

13.    Сухарева Л.М. Мониторинг состояния здоровья детей и подростков / Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, И.В. Звездина // Материалы 3-го всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России». — Москва, 2007. — С. 232-234.

14.    Ишкина Л.А. Факторы хронизации гастродуоденальной патологии у подростков / Л.А. Ишкина // Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых — Казань, 2003. — С. 213-215.

15.    Пименов А.В. Характеристика заболеваемости органов пищеварительной системы у лиц призывного возраста / А.В. Пименов, В.Н. Колесников // Гастроэнтерология Санкт-Петербурга, 2008. — № 2-3. — С. 95.