Взаимосвязь антиципации, вероятностного прогнозирования, социального интеллекта и IQ у пациентов с умственной отсталостью


Е.А. ВАСИЛЕВСКАЯ¹,², В.Д. МЕНДЕЛЕВИЧ²

¹Республиканская клиническая психиатрическая больница им. акад. В.М. Бехтерева МЗ РТ, 420061, г. Казань, ул. Н. Ершова, д. 49

²Казанский государственный медицинский университет, 420012, Казань, ул. Бутлерова, д. 49 

Василевская Елена Алексеевна — врач-психиатр РКПБ им. акад. В.М. Бехтерева МЗ РТ, аспирант кафедры медицинской и общей психологии КГМУ, тел. (843) 236-06-52, e-mail: helen_vea@list.ru¹,²

Менделевич Владимир Давыдович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медицинской и общей психологии, тел. (843) 238-60-74, e-mail: mend@tbit.ru²


Проведено исследование антиципации, вероятностного прогнозирования и социального интеллекта у больных с умственной отсталостью, проведен анализ взаимодействия этих параметров между собой, а также их зависимости от показателей IQ и возраста пациентов. Были обследованы 65 пациентов (44 мужчины и 21 женщина) с диагнозами легкой и умеренной умственной отсталости. У большинства обследованных пациентов выявилось снижение способностей к антиципации (58,5%) и вероятностному прогнозированию (63,1%). Установлена достоверная связь (p<0,05) между вероятностным прогнозированием и снижением интеллекта (чем ниже интеллект, тем ниже и способность к вероятностному прогнозированию), однако достоверную связь антиципации с интеллектом выявить не удалось. У большинства обследованных пациентов (93,8%) уровень развития социального интеллекта оказался ниже среднего. Была установлена достоверная корреляция (p<0,05) социального интеллекта с уровнем IQи возрастом (чем старше были пациенты, тем лучше у них был развит социальный интеллект). Делается вывод о том, что у пациентов с умственной отсталостью снижение социального интеллекта часто сочетается со снижением способности к антиципации и вероятностному прогнозированию.

Ключевые слова: антиципация, вероятностное прогнозирование, коэффициент интеллекта, социальный интеллект, умственная отсталость.

 

E.A. VASILEVSKAYA, V.D. MENDELEVICH


V.M. Bekhterev Republican Clinical Mental Hospital of MH of RT, 49 Ershova St., Kazan, Russian Federation, 420061

Kazan State Medical University, 49 Butlerova St., Kazan, Russian Federation, 420012

Interrelation between anticipation, probabilistic forecasting, social intelligence and IQ in patients with mental retardation

Vasilevskaya E.A. — psychiatrist of V.M. Bekhterev Republican Clinical Mental Hospital of MH of RT, postgraduate student of the Department of Medical and General Psychology of Kazan State Medical University, tel. (843) 238-97-89, e-mail: helen_vea@list.ru¹,²

Mendelevich V.D. — Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Medical and General Psychology, tel. (843) 238-60-74, e-mail: mend@tbit.ru²

Anticipation, probabilistic forecasting and social intelligence in mentally retarded patients were studied. Interaction of these parameters was analyzed, as well as their dependence on IQ indicators and the age of the patients. 65 patients (44 men and 21 women), with the established diagnoses «mild and moderate mental retardation» were examined. The majority of the examined patients showed a reduction in capacity for anticipation (58.5%) and probabilistic forecasting (63.1%). Reliable correlation (p<0.05) between probabilistic forecasting and intelligence decrease is established, that is, the lower intelligence is, the lower the ability to probabilistic forecasting is. However, the reliable correlation between anticipation and intelligence was not stated. The level of social intelligence of the majority of the examined patients (93.8%) was below than average. Reliable correlation (p<0.05) between social intelligence and IQ level and age was established (the older the patients were, the better developed social intelligence they had). The conclusion is made that, in mentally retarded patients, decrease in social intelligence is often combined with the reduced abilities for anticipation and probabilistic forecasting.

Key words: anticipation, probabilistic forecasting, IQ, social intelligence, mental retardation.

 

Как известно, умственная отсталость характеризуется тотальностью недоразвития интеллекта и психики в целом. В настоящее время умственная отсталость считается психическим расстройством, характеризующимся непрогрессирующим снижением всех когнитивных функций, обусловленным врожденной патологией или нарушениями развития в раннем детстве. Для постановки диагноза перечисленные расстройства должны проявляться не менее чем в двух сферах адаптивного поведения, к которым относятся сферы самообслуживания, бытовых навыков, социальной активности, общения, досуга, заботы о своем здоровье и безопасности, самостоятельности поведения, академической успеваемости, поведения в коллективе, трудовой деятельности [1].

Из определения становиться понятным, что для умственной отсталости характерна равномерная недостаточность не только предпосылок интеллекта, таких как внимание и память, но и его высших функций — способностей к обобщениям, сопоставлениям, к самостоятельным суждениям и умозаключениям, к анализу и синтезу [2]. Однако, непосредственно интеллектуальным нарушениям не стоит придавать слишком большое значение при постановке диагноза «умственная отсталость». По мнению Л.С. Выготского, длительное время интеллектуальная недостаточность выдвигалась в качестве основного симптома этого заболевания, а все остальные нарушения психики таких людей рассматривали как возникающие вторично и неразрывно связанные с интеллектуальным дефектом, это было не совсем верно [3]. Многие исследования разных авторов показали, что низкое значение коэффициента интеллекта не является 100% признаком умственной отсталости. Так, например, Э. Мэш и Д. Вольф в своих работах показали значительную роль адаптивного функционирования при постановке диагноза «умственная отсталость». Авторы отмечают, что некоторые дети и подростки при значении их коэффициента интеллекта ниже нормы все равно могут научиться адаптироваться к тому, что их окружает, таким образом, им не следует ставить диагноз «умственная отсталость» [4].

К умственной отсталости стоит относить только случаи, при которых стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызвано органическим повреждением коры головного мозга [5]. Нарушение психических функций таких людей часто обусловлено сопутствующей патологией — например, различными дефектами органов чувств. Но даже при сохранных зрении и слухе процесс восприятия обычно затрудняется из-за недостаточности активного внимания и узости восприятия, связанных с органическими нарушениями в головном мозге. Люди с умственной отсталостью одновременно могут замечать значительно меньшее количество объектов, чем здоровые [6]. Это также определяет их низкую адаптацию.

Помимо всех многообразных нарушений когнитивных функций у людей с умственной отсталостью нарушаются и процессы вероятностного прогнозирования и антиципации, что может оказывать существенное влияние на процесс психосоциальной адаптации [7]. Вероятностное прогнозирование — это умение предвосхищать будущее, основанное на структуре прошлого опыта и информации о настоящей ситуации. То есть, способность проанализировать прошлый опыт и сравнить его с тем, что происходит в настоящий момент, и на основе этого сделать предположение о том, как дальше будут развиваться события. Это понятие было введено советским психофизиологом И.М. Фейгенбергом в 1973 году [8]. В настоящее время, для обозначения этой способности используют термин антиципация. Под антиципацией понимается способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением будущих ожидаемых событий [9].

Прогностическая деятельность тесно связана с протеканием познавательных процессов, таким образом, проявление способности к прогнозированию в мыслительной деятельности означает, что процессы регуляции мнестических и мыслительных операций достаточно хорошо сформированы [10]. Исходя из этого, можно предположить, что для всех умственно отсталых людей характерно значительное нарушение прогнозирования и антиципации. Такие люди не способны, анализируя при этом еще хранящийся в памяти свой прошлый опыт, быстро и точно воспринимать и перерабатывать информацию и воспринимать отдельные последовательности событий внешней среды, а значит, они должны испытывать трудности при прогнозировании [11].

Исследования прогностических способностей умственно отсталых людей уже проводились. В 2011 году Ю.М. Масалович и Т.А. Фотекова показали, что умственно отсталым детям свойственны неэффективные типы прогностической деятельности, по сравнению с их сверстниками с нормальным развитием. 85% таких детей используют в процессе прогнозирования нерациональные стратегии. Чаще всего это была стратегия репродуктивного предсказания, когда испытуемые просто повторяли порядок, который использовался в первом наборе [11]. Наши предыдущие исследования также выявили у умственно отсталых пациентов снижение способности к антиципации и преобладание у них моновариантного типа прогнозирования [7].

Помимо антиципации есть еще одна способность, характеризующая степень социальной адаптации людей и умение ориентироваться в социальной среде, — социальный интеллект. Изучение этой способности при умственной отсталости также представляет интерес. Впервые этот термин ввел в психологию Э. Торндайк в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». В отечественной психологии определение социальному интеллекту дал Ю.Н. Емельянов. Он обозначил его как «сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида», то есть как способность понимать самого себя и других людей, социальные взаимоотношения и прогнозировать межличностные события [12].

Дж. Гилфорд определил социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, связанных прежде всего с познанием поведенческой информации. Описав этот феномен в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты, он создал методику, позволяющую измерить социальный интеллект [13]. Так как социальный интеллект основан на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социальном опыте, можно предположить, что у людей с умственной отсталостью его показатели будут низкими.

В рамках настоящего исследования была поставлена цель выявить взаимовлияние таких факторов, как социальный интеллект, антиципация, вероятностное прогнозирование и коэффициент интеллекта у пациентов с установленным диагнозом «умственная отсталость». В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:

1. Определить показатели антиципации, социального интеллекта, вероятностного прогнозирования и IQ у пациентов с умственной отсталостью.

2. Сравнить полученные данные, выявить корреляции между IQ и антиципацией, вероятностным прогнозированием, социальным интеллектом.

3. Выявить возможные корреляции между социальным интеллектом, антиципацией и вероятностным прогнозированием.

4. Выявить возможные корреляции между возрастом пациентов и показателями антиципации, вероятностного прогнозирования и социальным интеллектом.

Для проведения исследования были использованы четыре специальные экспериментально-психологические методики: тест антиципационной состоятельности В.Д. Менделевича [14], тест Дж. Гилфорда и М. Салливен для определения показателей социального интеллекта, тест «Способность к прогнозированию» Л.А. Регуш [15] и тест «Прогрессивные матрицы Дж. Равена» [16] для вычисления показателей IQ.

С помощью экспериментально-психологических методик было обследовано 65 пациентов (44 мужчины и 21 женщина) с установленными диагнозами «легкая умственная отсталость» и «умеренная умственная отсталость», в возрасте от 18 до 65 лет.

Как показали результаты исследования, у 38 (58,5%) пациентов выявилась общая антиципационная несостоятельность. В структуре антиципации выявились следующие значения. У 49 (75,4%) пациентов определилась личностно-ситуативная антиципационная несостоятельность, у 43 (66,1%) — пространственная антиципационная несостоятельность и у 47 (72,3%) — временная антиципационная несостоятельность.

У 3 (4,6%) пациентов выявились низкие показатели социального интеллекта, у 61 (93,8%) пациента показатели были ниже среднего и только у одного (1,5%) — средние. У 41 (63,1%) пациента оказался низкий уровень способности к вероятностному прогнозированию, у 24 (36,9%) — средний и только у одного (1,5%) высокий. Показатели коэффициента IQ у данной группы пациентов по тесту Равена колебались от 58 до 70.

На основании проведенного корреляционного анализа были обнаружены следующие закономерности: с достоверной вероятностью (p<0,05) у группы пациентов с умственной отсталостью социальный интеллект коррелировал с IQ и возрастом пациентов. Кроме того, была обнаружена достоверная взаимосвязь (p<0,05) между вероятностным прогнозированием и IQ, а также между вероятностным прогнозированием и общей, личностно-ситуативной и пространственной антиципационными способностями. Была выявлена корреляция между временной и личностно-ситуативной антиципационной состоятельностью (p<0,05). Не было выявлено достоверных корреляций между способностью к антиципации и IQ, социальным интеллектом и возрастом. Вероятностное прогнозирование также не коррелировало с социальным интеллектом и возрастом пациентов.

Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы. У большинства пациентов с умственной отсталостью наблюдается снижение способностей к антиципации и вероятностному прогнозированию. Снижение способности к вероятностному прогнозированию связано со снижением интеллекта, то есть чем ниже интеллект, тем ниже и способность к вероятностному прогнозированию, однако, достоверную связь антиципации с интеллектом выявить не удалось. Кроме того, общая, личностно-ситуативная и пространственная антиципационная состоятельность зависела от показателей вероятностного прогнозирования. Временная антиципационная состоятельность зависела от того, насколько хорошо была развита личностно-ситуативная. У большинства пациентов с умственной отсталостью уровень развития социального интеллекта (как и предполагалось) оказался ниже среднего. Степень его развития зависела от уровня IQи возраста: чем старше были пациенты, тем лучше у них был развит социальный интеллект. Таким образом, можно заключить, что социальный интеллект является способностью, связанной с уровнем интеллектуальных способностей в целом, но развивающейся в процессе накопления опыта социального взаимодействия.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Неврология: пер. с англ. / М. Самуэльс [и др.] / под ред. М. Самуэльса. — М.: Практика, 1997. — 638 с.

2. Горинов В.В. Роль декомпенсаций в общественно опасном поведении больных олигофренией / В. В. Горинов // Профилактика общественно опасных действий психиче-ски больных. М., 1986. — C. 111-115.

3. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости: собр. сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1956. — 5 т. — C. 231-256.

4. Мэш Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф. — СПб: Прайм_Еврознак, 2003. — 384 с.

5. Каплан Г.И. Клиническая психиатрия: пер. с англ. доп. / Г.И. Каплан, Б.Дж. Сэдок // гл. ред. Т.Б. Дмитриева. — М.: Гэотар-Медицина, 1998. — 505 с.

6. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы: монография / Ж.И. Шиф [и др.] / под ред. Ж.И. Шиф. — М.: Просвещение, 1965. — 343 с.

7. Менделевич В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. — М.: МЕДпресс-информ, 2002. — 608 с.

8. Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / И.М. Фейгенберг, Г.Е. Журавлев. — М.: Наука, 1977. — 394 с.

9. Ломов Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. — М.: Наука, 1980. — 280 с.

10. Переслени Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии // Вопросы психологии. — 1974. — № 2. — С. 113-123.

11. Масалович Ю.М. Особенности прогностической деятельности умственно отсталых младших школьников / Ю.М. Масалович, Т.А. Фотекова // Актуальные вопросы совре-менной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 55-58.

12. Емельянов Ю.Н. Исследование и проектирование межличностных ситуаций как теоретико-прикладное направление социальной психологии // Психология социальных ситуаций / сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. — СПб: Питер., 2001. — 416 с.

13. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления / под ред. А.М. Матюшкина. — М.: Прогресс, 1965. — 534 с.

14. Менделевич В.Д. Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) экспериментально-психологический метод оценки готовности к неврологическим расстройствам // Социальная и клиническая психиатрия, 2003. — № 3. — С. 35-40.

15. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л.А. Регуш. — СПб: Речь, 2003. — 352 с.

16. Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации / О.Е. Мухордова [и др.] / сост. и общая редакция О.Е. Мухордовой, Т.В. Шрейбер. — Ижевск: Удмуртский университет, 2011. — 70 с.

REFERENCES

1. Samuel’s M. et al. Nevrologiya [Neurology]. Moscow: Praktika, 1997. 638 p.

2. Gorinov V.V. Role of decompensation in patients with socially dangerous behavior mental retardation. Profilaktika obshchestvenno opasnykh deystviy psikhicheski bol’nykh. Moscow, 1986. Pp. 111-115.

3. Vygotskiy L.S. Problema umstvennoy otstalosti: sobr. sochineniy: v 6 t. [The prob-lem of mental retardation: Works: in 6 volumes]. Moscow: Pedagogika, 1956. Vol. 5 . Pp. 231-256.

4. Mesh E., Vol’f D. Detskaya patopsikhologiya. Narusheniya psikhiki rebenka [Chil-dren’s psychopathology. Mental disorders child]. Saint Petersburg: Praym_Evroznak, 2003. 384 p.

5. Kaplan G.I., Sedok B.Dzh. Klinicheskaya psikhiatriya [Clinical Psychiatry]. Mos-cow: Geotar-Meditsina, 1998. 505 p.

6. Shif Zh.I. et al. Osobennosti umstvennogo razvitiya uchashchikhsya vspomogatel’noy shkoly: monografiya [Features mental development of pupils of the school: monograph]. Moscow: Prosveshchenie, 1965. 343 p.

7. Mendelevich V.D., Solov’eva S.L. Nevrozologiya i psikhosomaticheskaya meditsina [Nevrozology and psychosomatic medicine]. Moscow: MEDpress-inform, 2002. 608 p.

8. Feygenberg I.M., Zhuravlev G.E. Veroyatnostnoe prognozirovanie v deyatel’nosti cheloveka [Probabilistic forecasting in human]. Moscow: Nauka, 1977. 394 p.

9. Lomov B.F., Surkov E.N. Antitsipatsiya v structure deyatel’nosti [Anticipation in the structure of activity]. Moscow: Nauka, 1980. 280 p.

10. Peresleni L.I. Features probabilistic forecasting of children in health and disease. Voprosy psikhologii, 1974, no. 2, pp. 113-123 (in Russ.).

11. Masalovich Yu.M., Fotekova T.A. Features predictive activity mentally retarded younger students. Aktual’nye voprosy sovremennoy psikhologii: materialy mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, mart 2011 g.). Chelyabinsk: Dva komsomol’tsa, 2011. Pp. 55-58.

12. Emel’yanov Yu.N. Research and designing interpersonal situations as a theoretical and applied social psychology direction. Psikhologiya sotsial’nykh situatsiy. Saint Petersburg: Piter, 2001. 416 p.

13. Gilford Dzh. Three sides of intelligence. Psikhologiya myshleniya. Moscow: Pro-gress, 1965. 534 p.

14. Mendelevich V.D. Antitcipatcionnoj solvency test (predictive competence) experi-mental psychological method to assess the readiness of neurological disorders. Sotsial’naya i klinicheskaya psikhiatriya, 2003, no. 3, pp. 35-40 (in Russ.).

15. Regush L.A. Psikhologiya prognozirovaniya: uspekhi v poznanii budushchego [Psychology prediction: progress in the knowledge of the future]. Saint Petersburg: Rech’, 2003. 352 p.

16. Mukhordova O.E. et al. Progressivnye matritsy Ravena: metodicheskie rekomendatsii [Raven Progressive Matrices: guidelines]. Izhevsk: Udmurtskiy universitet, 2011. 70 p.