24.06.2025

Лекарство в руках профессионала подобно напитку долголетия, а в руках невежды подобно огню и мечу. Примерно так можно сформулировать деятельность  аптечной службы, куда покупатель/пациент приходит за помощью.  Естественно, потребитель не может ориентироваться в этом огромном ассортименте лекарственных средств. И задача работника  аптеки в этом, по словам заведующей кафедрой фармации ФПК и ППС КГМУ Светланы Николаевны Егоровой, оказание качественной фармацевтической помощи без «ярких этикеток и рекламы». О фармацевтической этике сегодня — наше интервью.

—  Все чаще аптечный работник становится продавцом. Аптечный бизнес переживает жесточайшую конкуренцию. И  первая проблема заключается в том, что есть определенное несовершенство правового поля в области  требований к специалистам, работающим в аптечной организации. В медицине больше нет таких должностей, которые может занимать как  врач,  так и медсестра. А  в торговом зале аптеки  может работать  как  провизор, так  и фармацевт. Это, безусловно, показатель снижения уровня требований к качеству оказания фармацевтической помощи. К сожалению, в аптеке все в больших и больших объемах  осуществляется торговля  сопутствующими  товарами, не относящимися  к лекарственным средствам: соками, зубными щетками, зубными пастами и пр.. В плане увеличения объемов продаж конечно, это положительный момент. Но на что тратится время работника аптеки? Только не на улучшение качества оказания фармацевтической помощи — индивидуальную работу по фармацевтическому консультированию,  информацию о противопоказаниях к приему лекарственных средств безрецептурного отпуска, об использовании лекарственного растительного сырья, о порядке приема лекарств и т.д.. Реализация парафармацевтических товаров  отнимает время и снижает уровень фармацевтического консультирования.

— Наверное, это регламентировано?

— В  ФЗ 61 «Об обращении лекарственных средств»  указаны группы товаров, которые могут быть реализованы в аптеке, то есть реализация парафармацевтических товаров осуществляется на законном основании. Но    торговые залы аптек  перенасыщены различными  продуктами  питания, предметами гигиены полости рта, прокладками и другими товарами, которые можно приобрести в соседнем магазине и для реализации которых не требуется фармацевтическое образование. Нельзя сводить функцию фармацевтического работника только к продаже. Вообще,  вопросы фармацевтической этики во многом от  работника не зависят: аптека – торговая организация, и владелец заинтересован прежде всего в увеличении объемов продаж.

— Каковы же тогда  функции работника аптеки?

— Главная функция работника — оказание качественной фармацевтической помощи.  В соответствии с законами «О рекламе» и «О защите прав потребителя» фармацевтический работник должен обеспечить предоставление полной и достоверной информации обо всем ассортименте средств, отпускаемых без рецепта врача. Если больной пришел с рецептом на лекарство, выписанное под международным непатентованным названием, то работник аптеки должен ознакомить покупателя со всеми видами назначенного препарата — оригинальным и дженериками. Фармацевтический работник обязан предупредить о пациента о противопоказаниях к применению лекарственного средства, так как лекарства возврату и обмену не подлежат.  «Засорение» аптек множеством сопутствующих товаров все больше отвлекает фармацевтического работника от профессиональной деятельности, и фокусирует его внимание  на   показателе «среднего чека», а не на оказании фармацевтической помощи.

— Каков выход?

— Он заключается в разработке алгоритмов фармацевтического консультирования. Если для врачей существуют стандарты ведения пациентов, протоколы,  для фармацевтов и провизоров таких документов нет.   Должен быть перечень стандартных вопросов, которые необходимо задавать пациенту, чтобы понять какое лекарственное средство безрецептурного отпуска предложить, а не привлекать внимание пациента к наиболее дорогим или неликвидным лекарственным препаратам яркими этикетками, рекламой, раздачей бесплатных образцов. При этом моральные механизмы не сработают. Механизмы должны быть только правовые. В нашей стране  такого алгоритма пока нет. Конечно,  есть работы, которые носят сугубо рекомендательный характер. Ближе всего к европейским стандартам фармацевтической помощи приближена Республика  Украина, где издан учебник по качественной фармацевтической помощи   «Фармацевтическая опека». В нем  излагается    алгоритм фармацевтического консультирования.

— Какими принципами в своей профессиональной деятельности  должны руководствоваться работники аптеки?

— Они должны руководствоваться должностными инструкциями. Информацию о наличии противопоказаний должен предоставлять каждый провизор и фармацевт. Конечно, существует фармацевтический кодекс, но выполняется ли он, неизвестно.   На нашей кафедре мы начали эту работу —  разработали с аспиранткой Валиевой Екатериной алгоритм по вопросам консультирования по детскому питанию, которое занимает большое место в ассортименте аптек.   Но помимо этого, конечно, должны быть  разработаны подобные алгоритмы по основным симптомам – причинам обращения в аптеку,  требующим фармацевтического консультирования : головная боль, насморк, нарушение целостности кожи (царапины, бытовые ожоги и пр. ).

Фармацевтическая отрасль сегодня развивается бурными темпами,  и такого количества лекарственных препаратов раньше не было. В связи с этим насколько изменился тип работника аптеки?

— Раньше просто была совершенно иная дифференцировка должностных обязанностей. Требовалось большое количество фармацевтов, которые изготавливали лекарственные препараты. В связи с закрытием производственных аптек они вышли в торговые залы и благо, что открылись заочные отделения на фармацевтических факультетах медицинских вузов. Сегодня работникам аптек  нужно постоянно работать над собой, осваивать компьютерные технологии, которые помогают ориентироваться в море лекарственных препаратов.

— Должен ли помнить фармацевт, что лекарство в руках невежды подобно мечу и огню?

— Конечно, должен.  Должен быть приоритет в профессиональной деятельности работника аптеки — оказание качественной фармацевтической помощи. Ведь достаточно много безрецептурных лекарств, которые  обладают токсическими  свойствами. Поэтому аптечное дело необходимо переводить из сферы торговли в регламентированную сферу оказания фармацевтической помощи.

Обучая специалистов, ставите ли вы ориентированность на пациента и качество его дальнейшей жизни первой профессиональной задачей?

— В процессе обучения мы обязательно акцентируем внимание на правовых аспектах фармацевтической деятельности. В целом же, это —  задача гражданского общества.

— По вашему, соблюдают ли фармацевты  профессиональный кодекс? И что бы Вы им пожелали в профессиональной деятельности?

— Нельзя говорить о всех. Но в ситуациях, когда стоит очередь из-за широкого ассортимента   сопутствующих товаров,  невозможно  беседовать с каждым пациентом, а значит,   соблюдать кодекс вряд ли   получается. Поэтому желаю всем работать точно, как в аптеке и безусловно, в рамках правового поля.

Альфия Хасанова