Лекарство в руках профессионала подобно напитку долголетия, а в руках невежды подобно огню и мечу. Примерно так можно сформулировать деятельность аптечной службы, куда покупатель/пациент приходит за помощью. Естественно, потребитель не может ориентироваться в этом огромном ассортименте лекарственных средств. И задача работника аптеки в этом, по словам заведующей кафедрой фармации ФПК и ППС КГМУ Светланы Николаевны Егоровой, оказание качественной фармацевтической помощи без «ярких этикеток и рекламы». О фармацевтической этике сегодня — наше интервью.
— Все чаще аптечный работник становится продавцом. Аптечный бизнес переживает жесточайшую конкуренцию. И первая проблема заключается в том, что есть определенное несовершенство правового поля в области требований к специалистам, работающим в аптечной организации. В медицине больше нет таких должностей, которые может занимать как врач, так и медсестра. А в торговом зале аптеки может работать как провизор, так и фармацевт. Это, безусловно, показатель снижения уровня требований к качеству оказания фармацевтической помощи. К сожалению, в аптеке все в больших и больших объемах осуществляется торговля сопутствующими товарами, не относящимися к лекарственным средствам: соками, зубными щетками, зубными пастами и пр.. В плане увеличения объемов продаж конечно, это положительный момент. Но на что тратится время работника аптеки? Только не на улучшение качества оказания фармацевтической помощи — индивидуальную работу по фармацевтическому консультированию, информацию о противопоказаниях к приему лекарственных средств безрецептурного отпуска, об использовании лекарственного растительного сырья, о порядке приема лекарств и т.д.. Реализация парафармацевтических товаров отнимает время и снижает уровень фармацевтического консультирования.
— Наверное, это регламентировано?
— В ФЗ 61 «Об обращении лекарственных средств» указаны группы товаров, которые могут быть реализованы в аптеке, то есть реализация парафармацевтических товаров осуществляется на законном основании. Но торговые залы аптек перенасыщены различными продуктами питания, предметами гигиены полости рта, прокладками и другими товарами, которые можно приобрести в соседнем магазине и для реализации которых не требуется фармацевтическое образование. Нельзя сводить функцию фармацевтического работника только к продаже. Вообще, вопросы фармацевтической этики во многом от работника не зависят: аптека – торговая организация, и владелец заинтересован прежде всего в увеличении объемов продаж.
— Каковы же тогда функции работника аптеки?
— Главная функция работника — оказание качественной фармацевтической помощи. В соответствии с законами «О рекламе» и «О защите прав потребителя» фармацевтический работник должен обеспечить предоставление полной и достоверной информации обо всем ассортименте средств, отпускаемых без рецепта врача. Если больной пришел с рецептом на лекарство, выписанное под международным непатентованным названием, то работник аптеки должен ознакомить покупателя со всеми видами назначенного препарата — оригинальным и дженериками. Фармацевтический работник обязан предупредить о пациента о противопоказаниях к применению лекарственного средства, так как лекарства возврату и обмену не подлежат. «Засорение» аптек множеством сопутствующих товаров все больше отвлекает фармацевтического работника от профессиональной деятельности, и фокусирует его внимание на показателе «среднего чека», а не на оказании фармацевтической помощи.
— Каков выход?
— Он заключается в разработке алгоритмов фармацевтического консультирования. Если для врачей существуют стандарты ведения пациентов, протоколы, для фармацевтов и провизоров таких документов нет. Должен быть перечень стандартных вопросов, которые необходимо задавать пациенту, чтобы понять какое лекарственное средство безрецептурного отпуска предложить, а не привлекать внимание пациента к наиболее дорогим или неликвидным лекарственным препаратам яркими этикетками, рекламой, раздачей бесплатных образцов. При этом моральные механизмы не сработают. Механизмы должны быть только правовые. В нашей стране такого алгоритма пока нет. Конечно, есть работы, которые носят сугубо рекомендательный характер. Ближе всего к европейским стандартам фармацевтической помощи приближена Республика Украина, где издан учебник по качественной фармацевтической помощи «Фармацевтическая опека». В нем излагается алгоритм фармацевтического консультирования.
— Какими принципами в своей профессиональной деятельности должны руководствоваться работники аптеки?
— Они должны руководствоваться должностными инструкциями. Информацию о наличии противопоказаний должен предоставлять каждый провизор и фармацевт. Конечно, существует фармацевтический кодекс, но выполняется ли он, неизвестно. На нашей кафедре мы начали эту работу — разработали с аспиранткой Валиевой Екатериной алгоритм по вопросам консультирования по детскому питанию, которое занимает большое место в ассортименте аптек. Но помимо этого, конечно, должны быть разработаны подобные алгоритмы по основным симптомам – причинам обращения в аптеку, требующим фармацевтического консультирования : головная боль, насморк, нарушение целостности кожи (царапины, бытовые ожоги и пр. ).
— Фармацевтическая отрасль сегодня развивается бурными темпами, и такого количества лекарственных препаратов раньше не было. В связи с этим насколько изменился тип работника аптеки?
— Раньше просто была совершенно иная дифференцировка должностных обязанностей. Требовалось большое количество фармацевтов, которые изготавливали лекарственные препараты. В связи с закрытием производственных аптек они вышли в торговые залы и благо, что открылись заочные отделения на фармацевтических факультетах медицинских вузов. Сегодня работникам аптек нужно постоянно работать над собой, осваивать компьютерные технологии, которые помогают ориентироваться в море лекарственных препаратов.
— Должен ли помнить фармацевт, что лекарство в руках невежды подобно мечу и огню?
— Конечно, должен. Должен быть приоритет в профессиональной деятельности работника аптеки — оказание качественной фармацевтической помощи. Ведь достаточно много безрецептурных лекарств, которые обладают токсическими свойствами. Поэтому аптечное дело необходимо переводить из сферы торговли в регламентированную сферу оказания фармацевтической помощи.
— Обучая специалистов, ставите ли вы ориентированность на пациента и качество его дальнейшей жизни первой профессиональной задачей?
— В процессе обучения мы обязательно акцентируем внимание на правовых аспектах фармацевтической деятельности. В целом же, это — задача гражданского общества.
— По вашему, соблюдают ли фармацевты профессиональный кодекс? И что бы Вы им пожелали в профессиональной деятельности?
— Нельзя говорить о всех. Но в ситуациях, когда стоит очередь из-за широкого ассортимента сопутствующих товаров, невозможно беседовать с каждым пациентом, а значит, соблюдать кодекс вряд ли получается. Поэтому желаю всем работать точно, как в аптеке и безусловно, в рамках правового поля.
Альфия Хасанова