Все, что связано с детьми, требует особого подхода. И стоматология в этом не исключение. Сегодня, в арсенале современной детской стоматологии имеется целый ряд методик, позволяющих быстро и безболезненно провести диагностику и лечение болезней зубов у детей. А есть ли что-то важнее этих методик лечения? Заведующая кафедрой стоматологии детского возраста КГМУ Расима Закиевна Уразова считает, что необходимо настраивать детей, и в первую очередь их родителей на профилактику стоматологических заболеваний. И заниматься этим конечно будет детский стоматолог. В связи с этим мы поговорили с Расимой Уразовной о подготовке будущих стоматологов и научной работе кафедры.
— Расима Закиевна, скажите, претерпела ли какие то изменения детская стоматология и как это нашло отражение в работе вашей кафедры?
— Революционных изменений у нас не было. Но тем временем, очень важно всегда помнить, что стоматология детского возраста учитывает особенности растущего детского организма в проявлениях патологии зубо-челюстной сферы. Стоматологические заболевания у детей протекают иначе, чем у взрослых. При этом детский стоматолог учитывает взаимосвязь с общими заболеваниями, процессами роста и развития ребенка. В этом аспекте детская стоматология конечно, неразрывно связана с педиатрией. Стоматология детского возраста — относительно молодая дисциплина. Специалисты, работающие в этой области, заняты решением широкого круга вопросов. Научные исследования детских стоматологов посвящены изучению структуры и функции органов полости рта детей в разные возрастные периоды, а также закономерностям роста и развития челюстно-лицевой области при различных стоматологических заболеваниях. Но безусловно, основным направлением, которому мы уделяем первичное внимание — это профилактика стоматологических заболеваний. Как я уже сказала выше, специалисты нашей кафедры занимаются широким кругом вопросов: мы уделяем тщательное внимание вопросам детской терапевтической стоматологии, детской хирургической стоматологии, а также ортодонтии. Хочется отметить, что в Москве каждая из этих дисциплин представлена самостоятельными кафедрами. Подобная разноплановость в работе предопределяет особый подход и многому нас обязывает. С этой задачей на кафедре справляются четыре доктора наук, один доцент, семь ассистентов.
— Расскажите подробнее о процессе работы, которая ведется на кафедре.
— Мы, конечно, занимаемся обучением студентов, уделяем внимание лечебному процессу, поскольку теория без практики невозможна. В процессе лечебной работы внедряем новые методики и стандарты. И безусловно, организация воспитательного процесса — одна из приоритетных задач в работе сотрудников кафедры. Все эти направления взаимосвязаны, вытекают друг из друга. В продолжении ко всему этому, кафедра стоматологии детского возраста осуществляет последипломную подготовку специалистов — идет обучение интернов, ординаторов. Стараемся не обходить стороной и проведение циклов усовершенствования для врачей. Не так часто, как хотелось бы, но все же мы проводим месячные и четырехмесячные циклы.
— Подобная многосторонняя работа предполагает и многосторонний подход к ней. Насколько широк охват лечебных учреждений, на которых проводятся занятия?
— Скорее всего положительный момент в нашей работе — у кафедры нет ни одной своей клинической базы. Мы располагаемся практически на базе всех стоматологических поликлиник. Плюс в том, что многие сотрудники кафедры — выходцы из этих поликлиник, поэтому не стоит вопрос относительно оборудования, материалов и помещений. У нас налажен контакт с руководителями этих лечебных учреждений, которые всячески нас поддерживают.
— Не проблематично ли, что нет своей базы?
— Конечно сложно, но в этом есть и свои плюсы. У каждого кафедрального сотрудника своя личная комната, созданы все условия для работы.
— Возвращаясь к вопросу научных направлений, что делается для развития приоритетного направления?
— Приоритетное для нашей кафедры направление — профилактика и лечение основных стоматологических заболеваний у детей было заложено еще основателем нашей кафедры, профессором Халимой Мухлисовной Сайфуллиной. Однако в последние пять лет наибольшее внимание мы уделяем именно первичной профилактике стоматологических заболеваний у детей. Профилактика патологий челюстно-лицевой области, тканей пародонта и слизистой оболочки полости рта и самого распространенного заболевания кариеса и его осложнений — эти темы получают наибольшее развитие. Мы разрабатываем новые методы прогнозирования, новые методы скрининга для проведения и реализации всех форм профилактики стоматологических заболеваний. По вопросу первичной профилактики уже сделано очень много кандидатских диссертаций, ожидаем новые. Безусловно, самым важным фактором профилактики стоматологических заболеваний у ребенка является гигиена полости рта. Задача детского стоматолога и родителей — научить ребенка соблюдать эти правила гигиены. В связи с этим на кафедре осуществляется систематизация средств гигиены для детей — происходит оценка их безопасности. Это очень важно, поскольку некоторые из них могут нанести вред здоровью ребенка. Также мы разрабатываем групповые методы профилактики — этому уделяется особое внимание. И сюда, конечно, относится ведение беременных женщин. Важно помнить, что профилактика заболеваний зубов у детей должна начинаться уже в период внутриутробного развития. И в этом вопросе мы действуем совместно с акушерами-гинекологами, педиатрами. Следует помнить, что в период беременности при различных изменениях в организме матери возможны нарушения зубочелюстной системы. Это относится также и к нарушению закладки зубов и их минерализации в раннем детском возрасте. В случаях каких-либо нарушений у матери, эмаль молочных зубов и постоянных зубов ребенка формируется и минерализуется неполноценно, и в связи с этим быстро подвергается кариесу. Поэтому профилактику кариеса следует начинать во время беременности путем сбалансированного, рационального питания матери. Молочные зубы у детей весьма подвержены кариесу. В настоящее время возрастает количество детей с поражением твердых тканей зубов, а также с повышенными факторами риска развития этого заболевания. В практике детского стоматолога встречаются дети, у которых сразу после прорезывания временных зубов и постоянных с несформированными корнями, возникает кариес.
— На чем вы заостряете внимание студентов, поднимая на обсуждение подобные темы?
— Все сотрудники кафедры знают, что лучший метод профилактики стоматологических заболеваний — диспансеризация детей у стоматологов. Это позволяет рано распознать патологический процесс, быстро принять меры к его ликвидации и предотвратить возможные осложнения. И самое главное — не «напугать ребенка стоматологом». Многие родители вырабатывают у детей отрицательную мотивацию, пугая их походом к зубному врачу, и болезненными и неприятными процедурами, если, например, ребенок не слушается. Такое отрицательное отношение к стоматологу он возьмет с собой и во взрослую жизнь. Такой подход к проблеме со стороны родителей недопустим. Поэтому мы стараемся прививать студентам серьезный настрой в работе с родителями.
— Значит, детский стоматолог должен обладать рядом качеств, присущих только данной профессии?
— Обязательно. Такой специалист — это человек по призванию, который должен уметь находить контакт и с ребенком, и с его родителями. В работе очень важно уделять внимание особенностям психики ребенка, и находить индивидуальные подходы к каждому. Ведь если ребенок верит врачу, значит в другие годы он будет заниматься профилактикой стоматологических заболеваний не боясь стоматолога.
К тому же мы должны в корне менять ситуацию относительно профилактики. Важно не лечение, а предупреждение заболевания. Мы движемся в этом направлении, прежде всего обучая этому студентов.
Альфия Хасанова