Задуматься о зубах ребенка еще до рождения


urazovaВсе, что связано с детьми,  требует особого подхода. И  стоматология в этом не исключение. Сегодня, в арсенале современной детской стоматологии имеется целый ряд методик, позволяющих быстро и безболезненно провести диагностику и лечение болезней зубов у детей.  А есть ли что-то важнее  этих  методик  лечения? Заведующая кафедрой стоматологии детского возраста КГМУ Расима Закиевна Уразова считает, что необходимо настраивать детей, и в первую очередь их родителей на профилактику стоматологических заболеваний.  И заниматься этим конечно будет детский стоматолог. В связи с этим мы поговорили с Расимой Уразовной о подготовке будущих стоматологов и научной работе кафедры.

— Расима Закиевна, скажите, претерпела ли какие то изменения детская стоматология и как это нашло отражение в работе вашей  кафедры?

— Революционных изменений у нас не было. Но тем временем, очень важно  всегда помнить, что  стоматология детского возраста учитывает особенности растущего детского организма в проявлениях патологии зубо-челюстной сферы. Стоматологические заболевания у детей протекают иначе, чем у взрослых. При этом детский стоматолог учитывает взаимосвязь с общими заболеваниями, процессами роста и развития ребенка. В этом аспекте детская стоматология конечно, неразрывно связана с педиатрией. Стоматология детского возраста — относительно  молодая дисциплина. Специалисты, работающие в этой области, заняты решением широкого круга вопросов. Научные исследования детских стоматологов посвящены изучению структуры и функции органов полости рта детей в разные возрастные периоды, а также закономерностям роста и развития челюстно-лицевой области при различных стоматологических заболеваниях. Но безусловно,  основным направлением, которому мы уделяем первичное внимание — это  профилактика стоматологических заболеваний. Как я уже сказала выше, специалисты нашей кафедры занимаются широким кругом вопросов:  мы уделяем тщательное внимание вопросам детской  терапевтической  стоматологии, детской хирургической стоматологии, а также ортодонтии. Хочется отметить, что  в Москве каждая  из этих дисциплин  представлена самостоятельными  кафедрами.  Подобная разноплановость в работе предопределяет особый подход и  многому нас  обязывает. С этой задачей на кафедре справляются   четыре  доктора наук, один  доцент,  семь  ассистентов.

— Расскажите подробнее о процессе работы, которая ведется на кафедре.

— Мы, конечно,  занимаемся обучением студентов, уделяем внимание лечебному процессу, поскольку теория без практики невозможна. В процессе лечебной работы внедряем новые методики  и стандарты.  И безусловно,  организация  воспитательного процесса  — одна из приоритетных задач в работе сотрудников кафедры. Все эти направления  взаимосвязаны, вытекают друг из друга.  В продолжении ко всему этому, кафедра стоматологии детского возраста осуществляет   последипломную  подготовку специалистов — идет обучение интернов, ординаторов.  Стараемся не обходить стороной и проведение циклов усовершенствования для врачей.    Не так часто, как хотелось бы, но все же мы   проводим месячные и четырехмесячные циклы.


Подобная многосторонняя работа предполагает и многосторонний подход к ней. Насколько широк охват лечебных учреждений, на которых проводятся занятия?

— Скорее всего   положительный момент в нашей работе  — у кафедры  нет ни одной своей клинической базы. Мы располагаемся практически на  базе  всех стоматологических поликлиник.  Плюс в том, что многие сотрудники кафедры —   выходцы из этих поликлиник, поэтому не стоит вопрос относительно оборудования, материалов  и помещений.  У  нас налажен контакт с руководителями этих лечебных учреждений, которые всячески нас поддерживают.

— Не проблематично ли, что нет своей базы?

— Конечно сложно, но в этом есть и свои плюсы. У каждого кафедрального сотрудника  своя личная комната, созданы все условия для работы.


Возвращаясь к вопросу научных направлений, что делается для развития  приоритетного  направления?

—  Приоритетное для нашей кафедры направление — профилактика и лечение основных стоматологических заболеваний у детей было заложено еще основателем нашей кафедры, профессором Халимой Мухлисовной Сайфуллиной. Однако  в последние пять лет  наибольшее внимание мы уделяем именно первичной профилактике стоматологических заболеваний у детей. Профилактика патологий челюстно-лицевой области, тканей пародонта и слизистой оболочки полости рта и самого распространенного заболевания  кариеса  и его осложнений — эти темы получают наибольшее развитие. Мы разрабатываем новые методы прогнозирования, новые методы скрининга для проведения  и реализации всех форм профилактики стоматологических заболеваний. По вопросу первичной профилактики уже сделано очень много кандидатских диссертаций, ожидаем новые. Безусловно, самым важным фактором профилактики стоматологических заболеваний у ребенка является гигиена полости рта. Задача детского стоматолога и родителей — научить ребенка соблюдать эти правила гигиены. В связи с этим на кафедре осуществляется систематизация средств гигиены для детей — происходит оценка их безопасности.   Это очень важно, поскольку некоторые из них могут нанести вред здоровью ребенка. Также мы разрабатываем групповые методы  профилактики — этому уделяется особое внимание. И сюда, конечно,  относится  ведение беременных  женщин.  Важно помнить, что профилактика заболеваний зубов у детей должна начинаться уже в период внутриутробного развития. И в этом вопросе мы действуем совместно с акушерами-гинекологами, педиатрами. Следует помнить, что в период беременности при различных изменениях в организме матери возможны нарушения зубочелюстной системы. Это относится также и к нарушению закладки зубов и их минерализации в раннем детском возрасте. В случаях каких-либо нарушений у матери, эмаль молочных зубов и постоянных зубов ребенка формируется и минерализуется  неполноценно, и в связи с этим быстро подвергается кариесу. Поэтому профилактику кариеса следует начинать во время беременности путем сбалансированного, рационального питания матери. Молочные зубы у детей весьма подвержены кариесу.  В настоящее время возрастает количество детей с поражением твердых тканей зубов, а также с повышенными факторами риска развития этого заболевания. В практике детского стоматолога встречаются дети, у которых сразу после прорезывания временных зубов и постоянных с несформированными корнями, возникает кариес.

— На чем вы заостряете внимание студентов,  поднимая на обсуждение подобные темы?

— Все сотрудники кафедры знают, что лучший метод профилактики стоматологических заболеваний — диспансеризация детей у стоматологов. Это позволяет рано распознать патологический процесс, быстро принять меры к его ликвидации и предотвратить возможные осложнения. И самое  главное — не «напугать ребенка стоматологом». Многие родители вырабатывают у детей отрицательную мотивацию, пугая их походом к зубному врачу, и болезненными и неприятными процедурами, если, например, ребенок не слушается. Такое отрицательное отношение к стоматологу он возьмет с собой и во взрослую жизнь. Такой подход к проблеме со стороны родителей недопустим. Поэтому мы стараемся прививать студентам серьезный настрой в  работе с  родителями.

Значит, детский стоматолог должен обладать рядом качеств, присущих только данной профессии?

— Обязательно. Такой специалист — это  человек по призванию, который должен  уметь находить контакт и с ребенком, и с его родителями.  В работе очень важно уделять внимание особенностям психики ребенка, и находить индивидуальные подходы к каждому. Ведь если ребенок верит врачу, значит   в другие годы он будет заниматься профилактикой стоматологических заболеваний не боясь стоматолога.

К тому же мы должны в корне менять  ситуацию относительно профилактики.  Важно не лечение, а  предупреждение заболевания. Мы движемся в этом направлении, прежде всего   обучая  этому студентов.

Альфия Хасанова