16.09.2024

shiskinЛюдям во всем мире нужно питаться, одеваться, учиться, лечиться, передавать накопленный опыт своим потомкам, которых необходимо воспроизводить на свет. К этой цепочке можно добавить еще много всевозможных «нужд» и действий. Как правило, если заглянуть на страницы  истории, то можно увидеть, что люди всегда стремились к организации какого-либо процесса, будь то добывание пищи или же воспитание детей. Сегодня за окном XXI век, и в любом, даже в самом небольшом государстве, работают системы образования, экономики и финансов, здравоохранения и другие. Но, имея, образно говоря, одинаковую оболочку,  функционируют эти системы по-разному, и отличий примерно столько же, как у церемонии бракосочетания в Англии и на Чукотке.

Система здравоохранения не является исключением. Даже если говорить о России, или еще уже — только о Приволжском федеральном округе, общая структура российского здравоохранения в каждом регионе, как бы, перестраивается  под существующие реальные условия, а потому приобретает свои собственные, уникальные в какой-то степени, черты. Для того, чтобы увидеть эти нюансы, в первую очередь, необходим разговор, лучше всего с тем, кто владеет информацией в полном объеме, а это, как правило — министр здравоохранения региона.

Каким образом организована и работает система здравоохранения Республики Марий Эл, как внешние и внутренние обстоятельства меняют ее структуру и наполнение — об этом в беседе с заместителем главы правительства, министром здравоохранения Республики Марий Эл Владимиром Викторовичем Шишкиным.

Что представляет собой структура здравоохранения республики в целом? Какое направление сегодня является приоритетным?

— Структура здравоохранения Марий Эл мало отличается от  любого другого региона — традиционно это и  республиканские лечебно-профилактические учреждения, и учреждения, которые непосредственно  не оказывают медицинскую помощь, но, так или иначе, участвуют в ее оказании, и муниципальные образования. Но есть и небольшие отличия, характерные именно для нашей республики. К примеру, мы одни из немногих, кто сохранил в структуре отрасли такие подразделения как автобаза министерства здравоохранения РМЭ и сервисный центр медицинской техники.

Есть и еще одна особенность структуры здравоохранения Марий Эл. Наша республика  в Приволжском федеральном округе — один из самых небольших регионов с численностью населения около 700 тысяч человек.  Между тем, мы имеем 17 муниципальных образований. Безусловно, это накладывает отпечаток на структуру здравоохранения в целом: некоторые районные больницы не имеют всего перечня подразделений и узких специалистов. Поэтому, наверное, мы в числе немногих субъектов ПФО, где так централизовано, например, родовспоможение: сегодня  более  70%  родов осуществляется в Перинатальном центре города Йошкар-Олы. Точно так же обстоит дело и с  инфекционными отделениями, отделениями психиатрии и так далее.

Мы вынуждены централизовать медицинскую помощь на уровне столицы республики. В принципе, данная концепция не противоречит установкам,  существовавшим и 10, и 15 лет назад: в Марий Эл практически нет межрайонных центров. Здесь играет роль и территориальная специфика — Йошкар-Ола в отличие от столиц  соседних республик находится в центре  республики. Для нас характерна радиальная структура — все районы имеют хорошую связь со столицей, поэтому мы стараемся сконцентрировать медицинскую помощь именно в Йошкар-Оле, и сделать ее максимально доступной для сельских жителей. Разрабатываемые нами программы государственных гарантий предполагают квотирование мест в лечебных учреждениях для сельских жителей. Утвержден перечень ЛПУ, призванных работать в рамках программы,  и объемы ее реализации.

Кроме этого, мы оказываем сельчанам консультативную помощь, зачастую — с привлечением специалистов городских учреждений.

Такова специфика здравоохранения Республики Марий Эл. Самое главное — созданная  система оправдывает себя.

Какие программы в области здравоохранения реализуются в республике из числа тех, что являются вашей «изюминкой», а не федеральной?

—  Мы реализуем практически все Федеральные программы, а если говорить о республиканских, то, в первую очередь, считаю необходимым остановиться на  программе витаминизации беременных женщин.

Витаминизация беременных в России осуществляется в рамках общей программы «Родовый сертификат» с 2007 года, а наша республика начала реализацию этой программы еще в 2002 году. То есть мы на пять лет опередили федеральное решение.  Практика показала, что вложение средств в витаминизацию беременных женщин, обеспечение их железо- йод- калийсодержащими препаратами помимо медицинского эффекта дает еще и  значительный экономический эффект. Благодаря реализации данной программы мы практически ликвидировали потребность в переливании крови женщинам в период беременности и во время родов.  В десятки раз сократилось количество беременных с анемией и гестозами.

Если говорить о других республиканских программах, то еще одной нашей «изюминкой» является программа «Медицинские кадры».  Марий Эл является единственным регионом Приволжского федерального округа, не имеющим своего медицинского вуза, но у нас есть договор с пятью вузами ПФО, где мы готовим врачей на целевых местах. Отмена практики распределения выпускников вузов породила комплекс проблем. К нам в год приезжали около двух десятков выпускников медицинских вузов, значительным был и отток  молодых докторов, получивших опыт работы. В связи с этим и обеспеченность врачами оставалась одной из самых низких по округу.

Поэтому одна из первых республиканских целевых программ, утвержденных нашим правительством, касалась подготовки кадров, в большей степени — врачебных. Мы заключили договор с пятью вузами, за каждым  из них закрепили одно лечебное учреждение. В каждом учебном заведении представитель из числа профессорско-преподавательского состава курирует студентов — жителей нашей республики, причем, как целевиков, так и не целевиков. С руководством вузом мы договорились об обеспечении наших ребят местами в общежитии. Первый удачный опыт у нас был в Татарстане, когда ректор Н.Х.Амиров принял решение поселить целевиков из Марий Эл компактно в одно крыло общежития. Сегодня по такому же пути пошла и Кировская медицинская академия. Связь со студентами мы поддерживаем на протяжении всего обучения: предоставляем им возможность проходить практику на нашей базе, информируем о вакантных местах и  востребованности той или иной специальности, о  льготах.

В результате мы добились, что  более 80% целевиков  возвращаются в республику. Во многом такой показатель объясняется еще и тем, что молодые специалисты видят, какое внимание  в последние годы уделяется улучшению условий труда медицинского персонала и решению их жилищной проблемы.  В столице за эти годы нам удалось построить пять домов на условиях, что 70% стоимости социальной нормы жилья принимает на себя бюджет Республики Марий Эл, и только 30% оплачивают сами новоселы. Программа по обеспечению жильем врачей работает, и мы чувствуем, как она влияет на обеспеченность медицинскими кадрами, в  первую очередь, по городу Йошкар-Оле. Думаю, в ближайшее время это почувствуют и районы, поскольку муниципалитеты поддержали программу  возведения социальных домов для бюджетников.

С нашими местными особенностями  реализуется у нас федеральная программа «Сахарный диабет». Как только мы начали по ней работать, поняли, что не в состоянии реализовать ее в полном объеме на всей территории республики. Поэтому, изменив условия, пошли на то, чтобы  охватить вначале всех детей с диагнозом «сахарный диабет». Сейчас детское население полностью  обеспечено шприц-ручками, качественными инсулинами, глюкометрами и тест-полосками.

Затем наступил следующий этап, мы продвинулись далее, и  сегодня программа практически реализована и для взрослых. Но посещение эндокринологического отделения Республиканской клинической больницы убедило в необходимости введения практики долечивания больных сахарным диабетом. Качественные инсулины — это хорошо, но санаторный режим для таких больных позволяет значительно улучшить качество их жизни.

Не скрою, в условиях сегодняшних финансовых трудностей реализовать подобные программы становиться сложнее. Но это именно финансовые трудности, поскольку настоящий кризис был в тот период, когда в больницах не было лекарственных препаратов и врач не знал, что назначить больному, потому что ничего под рукой не было, когда нечем было кормить больных, а зарплата докторов задерживается на 6-7 месяцев. Да, сейчас есть проблемы, но наша республика, к примеру, одна из немногих  заложила в годовой бюджет министерства здравоохранения около 14 млн. рублей для покупки путевок работникам бюджетной сферы. Правда, скорее всего, на следующий год нам придется несколько пересмотреть позицию, и направить эти средства в первую очередь на долечивание больных, летнюю оздоровительную кампанию, на санаторное лечение детей, отказавшись на какой-то период от приобретения путевок для бюджетников.

Озвучьте, пожалуйста, самые «болезненные» показатели: смертность и рождаемость. Какова тенденция сегодня по республике?

— Демографическая ситуация в Республике Марий Эл, как, наверное, и в целом по России, начинает выправляться.

За счет чего это происходит?

— В первую очередь, за счет увеличения рождаемости. Если несколько лет назад количество родов в республике опускалось до 4-5 тысяч в год, то сегодня мы выходим на уровень 9 тысяч и более. Причем, увеличение рождаемости происходит преимущественно за счет повторных родов, что особенно радует.  Надеюсь, такая  тенденция сохраниться и дальше. По итогам работы за год можно отметить август, когда впервые за последнее пятилетие  количество родившихся было больше, чем число умерших.

Два района — Куженерский и Сернурский — по нашим прогнозам, в  конце года будут иметь положительную динамику по рождаемости, то есть, произойдет естественный прирост населения.  Если говорить в целом по республике, то убыль населения выражается в следующих цифрах:  за 2006 год  показатель  6,07%, 2005 — 6,7%, 2005- 5,32%, 2006- 3,4%, 2009 — 1,9%. Это достаточно  хорошая динамика.

Смертность, к сожалению, не уменьшается так, как нам бы хотелось, и   положительная динамика обусловлена больше увеличением рождаемости. Сегодня мы как раз над этим и работаем: анализируем причины смертности. Но все-таки тенденция к уменьшению показателей есть — если в 2007 году  — 17%, в 2008 — 16,8%, то прогноз на конец 2009 года — 14,8%.

-Что показывает анализ причин смертности населения? Какие из них основные?

— Среди основных причин, как и в целом по России — это сердечно-сосудистые заболевания. Мы открыли санаторий по долечиванию больных,  перенесших инфаркт миокарда, и получили хорошие результаты — выход на инвалидность уменьшилась на 15%, основная масса больных получает не первую-вторую группы инвалидности, как это было раньше, а третью рабочую группу. Я глубоко  убежден в том,  что если сейчас из-за финансовых проблем программа долечивания сорвется, то мы отступим на два шага назад. Такого быть не должно.

При анализе смертности среди людей трудоспособного возраста настораживает смертность от внешних причин, особенно — среди мужчин. Впрочем, в последнее время ситуация меняется. На уровне  первого заместителя главы правительства у нас координировалась  работа по борьбе с продажей фальсификатов водочной продукции и других спиртсодержащих жидкостей. Усилия дали результат:  реализации проекта позволила значительно уменьшить число смертей от алкоголя и его суррогатов.

В республике также работает программа безопасности дорожного движения. В условиях увеличения  транспортных потоков количество дорожных происшествий увеличивается, соответственно, растут травматизм и смертность. С помощью программы безопасности дорожного движения удается стабилизировать ситуацию.

Второе место по значимости и распространенности причин смертности населения я бы отдал онкологическим заболеваниям. Третье — туберкулезу.

Как развивается профилактическая работа: что представляет собой первичное звено республики? Каково оснащение поликлиник?

— Реализация национального приоритетного проекта «Здоровье» позволила поднять материальную базу поликлиник в республике на хороший уровень.

Мы оснастили поликлиническую сеть и рентгентехникой, и эндоскопическим оборудованием, практически все поликлиники имеют аппараты  суточного мониторирования артериального давления и электрокардиографы. Оснащение хорошее, но есть проблема с  врачебными кадрами.  Если говорить об участковых педиатрах, то мы укомплектованы практически полностью, а вот с врачами узких специальностей даже в детских поликлиниках большие пробелы.

Если говорить о профилактической работе, то на первое место, наверное, я бы поставил идеологию  российского министерства здравоохранения, по которой  диспансеризация введена в рамки национального проекта.

Сегодня мы вместе с со всей Россией реализуем программу развития центров здорового образа жизни. Совсем недавно провели акцию совместно с Российским Эндокринологическим центром: на территории республики работал передвижной эндокринологический центр. Более 7 тысяч человек: получили квалифицированную консультацию специалистов по поводу сахарного диабета.

Также большое внимание в профилактической работе мы уделяем детям допризывного и призывного возраста.

Как развивается в республики частное здравоохранение? С какими проблемами сталкиваются частные клиники? Как выглядят государственные ЛПУ на фоне частных?

— В Марий Эл среди частных структур здравоохранения наиболее объемно представлена стоматология. А если говорить о других  направлениях, то у нас работает Центр лазерной медицины, с которым мы достаточно тесно сотрудничаем. Достаточно сказать, что это единственное акционерное общество, имеющее лицензию на медицинскую деятельность, которая была заявлена в программу госгарантий и на 2009, и на 2010 год.  Кроме этого, Центр лазерной медицины берет на себя достаточно объемное направление — работает с больными, имеющими  патологию сосудов глазного дна при сахарном диабете. Раньше мы были вынуждены направлять таких пациентов в Казань и Чебоксары, сегодня часть пациентов лечатся в Республиканской офтальмологической больнице, где также имеется лазерное оборудование, а часть больных берет на себя ОАО «Центр лазерной медицины».

В целом, считаю, что частная медицина в ближайшие годы, во всяком случае, в нашем регионе, не будет занимать подавляющий объем. Могут быть представлены какие-то отдельные направления, но нам сегодня важна не отдельная услуга в здравоохранении, а лечебно-профилактические учреждения, готовые осуществлять комплексные диагностические и лечебные мероприятия.

Как взаимодействует министерство здравоохранения с другими структурами Правительства республики?

— Могу сказать, что здравоохранение Республики Марий Эл — структура, которая пользуется уважением в правительстве. Сегодня как заместитель главы правительства я координирую деятельность министерства социальной защиты и труда, министерства образования, министерства физкультуры, спорта и туризма. Совместно с министерством образования , к примеру, разработана программа защиты детей из неблагополучных семей, где в самом раннем возрасте мы стараемся выявить проблемы в развитии ребенка, поведенческие отклонения. Далее к работе подключаются воспитатели, педагоги, психологи, социологи и работники других сфер.  Результаты по этому направлению у нас неплохие.

Работа с ветеранами просто немыслима без тесного сотрудничества с Министерством социальной защиты, реализация программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) невозможна без заинтересованности и активного участия Пенсионного фонда.  Безусловно, мы очень тесно работаем, и с Республиканским фондом обязательного медицинского страхования. Сотрудничество со всеми ведомствами необходимо для того, чтобы через экономические механизмы добиваться достижения тех целей по обслуживанию населения, которые мы перед собой ставим.

Мы работаем не только с министерствами и ведомствами: буквально вчера я встречался  с Ассоциацией «Организация детского и семейного отдыха».  Сегодня сложилась такая ситуация, что наши больницы умеют лечить, но не умеют долечивать. Долечивание, на мой взгляд, забота санаториев — там процесс проходит более качественно.

Таким образом, можно говорить о том, что структура здравоохранения весьма объемная и открытая. Хочу выразить благодарность Леониду Ананьевичу Гаранину, который девять лет проработал в должности заместителя главы правительства и смог создать  такой социальный блок, все члены  которого не только находят полное взаимопонимание, но и зачастую  выходят с инициативой друг к другу.

Безусловно, мы находим понимание и в Министерстве финансов, и в Министерстве строительства.

С какими результатами подходит республика к 2010 году? Что было сделано в этом году? Какие проекты  — в ближайшей перспективе?

— Думаю, что наступающий год будет нелегким,  но что касается здравоохранения, то в будущее мы смотрим с оптимизмом. Показатели социально-экономического развития республики сегодня неплохие В здравоохранении мы работаем над расширением  отделений гемодиализа: сейчас в республике функционируют 40 гемодиализных центров, к концу 2009 года мы планируем довести их до 56, в последующем — до 100.  Вопрос о том, как мы это будем делать, предстоит еще обсудить.

Сегодня мы проектируем новый противотуберкулезный диспансер. Это будет огромный комплекс, в составе которого — амбулаторно-поликлинические, диспансерные отделения, несколько стационаров для взрослых и детей, отделение долечивания и реабилитации для взрослых, санаторные отделения для детей, пищеблок, прачечная и прочие объекты. Более 20 гектаров земли отведено нам под строительство, и сейчас мы заканчиваем схематическое проектирование, приступаем к проработке каждого корпуса. Надеюсь, в 2010 году мы получим проектную документацию, пройдем экспертизу и приступим к поэтапному  строительству.

К 2010 году должен переехать в новый корпус наш онкологический диспансер. Здание уже сдано под кровлю, периметр утеплен, проведено электричество, ведутся отделочные работы. Также мы подготовили предпроектную документацию и готовим конкурсную документацию на строительство современно оснащенного каньона для лечения онкологических  больных лучевыми методами. Заканчиваем проектирование поликлиники в Козьмодемьянской центральной районной больнице — размещение амбулаторно-поликлинического отделения рядом с существующим стационаром, позволит рационально использовать оборудование, улучшив тем самым условия работы медицинского персонала и лечения пациентов.

Екатерина Лобанова


1. Для нас характерна радиальная структура — все районы имеют хорошую связь со столицей, поэтому мы стараемся сконцентрировать медицинскую помощь именно в Йошкар-Оле, и сделать ее максимально доступной для сельских жителей.

2. В столице за эти годы нам удалось построить пять домов на условиях, что 70% стоимости социальной нормы жилья принимает на себя бюджет Республики Марий Эл, и только 30% оплачивают сами новоселы. Программа по обеспечению жильем врачей работает, и мы чувствуем, как она влияет на обеспеченность медицинскими кадрами, в  первую очередь, по городу Йошкар-Оле.

Редакция газеты «Медико-фармацевтический Вестник Поволжья» искренне поздравляет министра здравоохранения РМЭ Владимира Викторовича Шишкина с назначением на должность заместителя главы правительства Республики Марий Эл. Желаем успехов, продуктивной деятельности, воплощения и развития новых интересных проектов, работающих во благо здоровья и повышения качества жизни населения республики.